Почему обучение «по старинке» больше не будет работать |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2016-08-30 20:15 Почему обучение «по старинке» больше не будет работать Соображения А. М. Кондакова о зависимости образования от печатного станка на прошлом этапе и от цифровых технологий сегодня заставили меня в очередной раз расширить тезаурус смыслов образования. Среди признаков нового образования называются разнообразие, широкий выбор образовательных стратегий и инструментов, пожизненный процесс вместо традиционного «подготовительного этапа» в детстве. Сами по себе эти признаки не дают достаточного повода для кардинального переосмысления его значения. Но, надеюсь, у многих всё же возникло ощущение, что значимость образования как социального явления изменилась. обучение «по старинке» не будет работать Нужно словесно и рельефно выразить такие произошедшие и происходящие изменения. Обучение vs образование Люди всегда познавали мир на протяжении своей жизни, на разных этапах переосмысливая свои представления. У кого-то это проявлялось на бытовом уровне в виде жизненной мудрости, кто-то оформлял их в виде произведений искусства или философских текстов. Это было чем-то подспудным, происходящим в процессе текущей деятельности и не имело особого названия. Образование как процесс подразумевало обучение, а обучение было краткосрочной подготовкой к профессиональной деятельности. По мере роста объёмов информации для успешной профессиональной деятельности и охвата ею всего населения, образование превратилось в новую сферу профессиональной деятельности. Сегодня не осталось видов деятельности, которая не требовала бы обширных познаний. Более того, объём базовых знаний и навыков неуклонно растёт, а срок освоения специальных знаний так же неуклонно падает. Неспособность осваивать растущие взрывным образом информационные потоки приводит к манипуляциям массовым сознанием, злоупотреблениям наукообразной риторикой мошенниками, и, как минимум, к недобросовестной рекламе. То, что раньше было спонтанным проявлением бытового сознания или осознанным хобби отдельных интеллектуалов, сегодня становится необходимостью каждодневной интеллектуальной гигиены. И государство должно быть заинтересованно в эффективности и продуктивности этой гигиены. Значит, оно должно пересмотреть всю систему образования, осознав необходимость разрушения возрастных границ и единообразных устаревших шаблонов. Общество должно само себя постоянно преобразовывать с максимальной эффективностью для каждого — а, значит, и для всех. Обучение — это когда один обучает другого, причём это возможно только тогда, когда другой сам желает обучиться. Такая форма образования становится лишь одной из возможных. Традиционная схема насильственного обучения и раньше была низкоэффективной, но существовала относительно успешно, пока обучение играло роль социального лифта. Чем менее обучение влияет на изменение социального статуса, тем менее эффективно насильственное обучение. Разговоры о мотивации раньше носили теоретический характер, и многие педагоги до сих пор не умеют с ней работать, ностальгируя по классической школе. Нужно понять, что возврата к ней нет — нет больше мотивации к обучению по старинке. Сегодня важно понимать, что образование — личностный процесс, эффективность которого влияет на эффективность всего общества. То, что раньше могло медленно и неторопливо развивать общество на основе инициатив некоторых наиболее интеллектуально развитых персон, сегодня становится повседневным и всеохватным. Это не значит, что каждый сегодня должен стать великим мыслителем. Это значит, что каждый на своём месте и в меру своих способностей должен иметь условия и стимулы для постоянного развития. Это и есть настоящее образование, которое нельзя больше путать с обучением. Новая ситуация vs старые модели Представление о мире мы формируем, создавая модели. Имея модель, мы можем предсказывать и объяснять поведение мира. Несовершенство моделей, приводящее к нестыковке прогноза и реального поведения мира, является поводом для их совершенствования. Чтобы модель построить, нам приходится комбинировать известные элементы. Набор элементов и способы их комбинирования — это и есть содержание образования, которое формирует наше мышление. Проецируя утверждение нейрофизиологов на образовательную плоскость, наш мир — это наше мышление. Совершенствуя мышление, мы совершенствуем свой мир, понимая под миром не нечто внешнее, а себя как активную мыслящую часть чего-то целого. Образование — совершенствование мышления. Информационные технологии (необязательно цифровые!) — способ манипулирования моделями, средство мышления. Сознательный отказ от освоения новых информационных технологий сужает инструментарий мышления и возможности совершенствования мира. Поэтому любые попытки оправдать отказ от новых технологий деструктивны. У любых технологий есть свои преимущества и ограничения, которые нужно осваивать для эффективного и продуктивного применения. Нет нового мира без нового образования. Каждый, помимо собственной воли, занимается своим образованием более или менее успешно, более или менее эффективно. Государственная система образования — это система мер по формированию условий для образования каждого, а не только банк учебных курсов, утверждённых и сертифицированных особо отличившимися в чём-то персоналиями из утверждённых и сертифицированных учреждений. Закрываемся от новых моделей — упускаем новые возможности. Чем сложнее и разнообразнее задачи, тем сложнее и разнообразнее должна быть система. Система — это не только обучающиеся, родители, работодатели, курсы и организации, но и правила их отношений. Не может новая ситуация разрешаться старыми моделями: это противоречит принципу нарастания сложности управления по мере роста организованности и сложности мира. Современные проблемы — это признак затянувшегося противоречия между старой системой образования и новыми потребностями общества. Радует только то, что это противоречие сейчас пытаются решить во всем мире. Кто раньше найдет решение — тот и окажется впереди. Успех этих поисков зависит от глубины понимания масштабов и сложности задач. Автор: Михаил Кушнир ; С заботой о Вас, Источник: econet.ru Комментарии: |
|