Мужской и женский ум: правда или вымысел

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Мужской и женский ум: правда или вымысел

Примерно сто лет назад, в 1898 г., Шарлота Уильямс, насмехаясь над противниками равных образовательных и профессиональных возможностей для мужчин и женщин, писала: «Не существует женского ума. Мозг – это не половой орган. С тем же успехом можно говорить о женской печени». Через сто лет выяснилось, что это заявление ошибочно не только в первой части, но и во второй. Наша современница физиолог Элен Лейбенлюфт утверждает, что женщины и мужчины различаются по характеру метаболизма различных веществ в печени, равно как и по частоте встречаемости различных психических заболеваний и особенностям их течения.

Специалисты по строению мозга утверждают, что он существенно различается у мужчин и женщин, и не удивительно поэтому, что и функционируют мужской и женский мозг несколько по-разному.

Любопытно, что женщины демонстрируют меньшую вариабельность по тесту IQ на интеллектуальные способности, чем мужчины. Пропорционально большее число мужчин из той же популяции имеют максимально высокие и максимально низкие показатели IQ, чем женщины. По этой причине, как считают специалисты, гениями и умственно отсталыми в каждой популяции с большей вероятностью оказываются лица мужского пола.

Если проанализировать тесты, определяющие интеллект, то окажется, что по ряду показателей женщины значимо превосходят мужчин. Они, например, лучше справляются с заданиями на вербальную беглость, скорость чтения, понимание прочитанного и правописание. У женщин лучше ситуационная вербальная память. Такие различия вполне объяснимы: сканирование мозга детей и подростков методом ядерно-магнитного резонанса свидетельствует, что в процессе полового развития у мальчиков значительно увеличиваются размеры миндалевидного тела, а у девочек – размеры гиппокампа. Миндалевидное тело играет важную роль в обработке социальной информации, связанной с иерархией доминирования (видимо, именно благодаря этому отношения конкуренции и доминирования играют столь существенную роль во взаимоотношениях между лицами мужского пола). В свою очередь, гиппокамп участвует в процессах долговременной памяти, в частности вербальной.

Во всех культурах женщины более разговорчивы, чем мужчины, и термин «болтушка» прочно закрепился за лицами женского пола. По данным ученых, в языковых центрах головного мозга у женщин на 17% больше нейронов, чем в аналогичных зонах у мужчин. Во всем мире девочки начинают говорить раньше мальчиков. К трем годам у девочек словарный запас в среднем в два раза превосходит таковой у мальчиков. Кроме того, речь девочек более внятна. К логопедам намного чаще обращаются родители мальчиков. Изучение работы мозга в процессе речевого общения свидетельствует о существенных различиях между мужчинами и женщинами. У женщин в мозге имеется особая область, локализованная во фронтальной части левого полушария, и несколько меньшая по размеру область, симметрично расположенная в правом полушарии. У мужчин такая специализированная область отсутствует, и в процессе разговора активизируется все левое полушарие.

У женщин речевые центры локализованы в обоих полушариях. У мужчин за речь отвечает только одно полушарие – левое

У женщин речевые центры локализованы в обоих полушариях.

У мужчин за речь отвечает только одно полушарие – левое

Присутствие областей речи в двух полушариях обеспечивает женщинам очевидные преимущества в сравнении с мужчинами. Девочки быстрее и легче осваивают грамматику, быстрее обучаются иностранным языкам. Они не только лучше владеют речью и больше говорят по сравнению с мужчинами, но и остальные участки их мозга оказываются свободными для выполнения других задач. Это позволяет им заниматься несколькими делами одновременно. Когда женщина говорит, то сканирование мозга фиксирует не только активацию левого и правого центров речи, но и слухового центра. Она может одновременно говорить и слушать, плюс к этому выполнять еще несколько не связанных друг с другом дел. Мужчины могут либо говорить, либо слушать, потому что делать и то и другое они не способны в силу ограничения возможностей мозга.

Женщины испытывают большую потребность в общении, чем мужчины. Стратегии мужского и женского стиля разговора принципиально различаются. Для женщин важен сам факт социальной вовлеченности. Собравшись вместе, они часто начинают высказываться все одновременно. Такое поведение вовсе не является признаком невоспитанности, напротив, оно свидетельствует о внимании к собеседнику и заинтересованности беседой. Для мужчин такой стиль общения просто невозможен. Они требуют внимания к тому, что они говорят и не терпят, когда их прерывают (при этом многие из них просто теряют ход мысли). Когда мужчины прерывают друг друга, это свидетельствует о том, что они настроены агрессивно, и является одним из проявлений конкуренции.

Специализируясь на охоте, мужчина должен быть немногословным, но уметь четко и быстро сообщить своим партнерам важную информацию с минимальным количеством слов. Возможно, по этой причине и в наши дни для мужчин основную ценность имеют формулировка термина и смысл слова.

В отличие от мужчин, женщина больше полагается на интонацию собеседника и его (ее) мимику и жестикуляцию. Описанные различия в восприятии речевой информации зафиксированы на уровне мозга. У мужчин в мозге имеется специальная область, отвечающая за четкий подбор слов, расположенная в задней части левого полушария, а у женщин тaкой четко локализованной области нет. За словарь у женщин отвечают лобные и затылочные доли обоих полушарий.

Мужчины лучше выполняют задания, требующие пространственного мышления, и могут мысленно вращать трехмерные объекты относительно друг друга, тогда как решение сложных стереометрических задач у многих женщин вызывает непреодолимые трудности. Способность воспринимать зрительно-пространственные отношения между объектами называется поленезависимостью. Это качество можно считать тесно связанным с мужским полом. Поленезависимость дает обладателю явные преимущества при ориентации в пространстве, но, к сожалению, отрицательным образом скоррелирована с социальной компетентностью. В подавляющем большинстве женщины лучше распознают социальную информацию и эмоциональное состояние окружающих по мимике лица, способны лучше выражать свои мысли и чувства.

Мужской и женский мозг по-разному воспринимают эмоциональную информацию: у женщин она обрабатывается преимущественно в правом полушарии, а у мужчин в решении такого рода задач бывают примерно в равной мере задействованы оба полушария. Обнаружены также различия в размерах некоторых ядер гипоталамуса, ответственных за сексуальное поведение.

Отделы мозга, ответственные за вербальные и пространственные способности, располагаются у мужчин в противоположных полушариях, а у женщин – в обоих. Левое полушарие у лиц обоего пола ответственно за одинаковые функции (аналитическое и вербально-логическое мышление). Функции же правого полушария различаются. У мужчин оно специализировано на образном и пространственном мышлении, а у женщин связано с образным, пространственным и вербальным мышлением. В результате, мужчины лучше распознают предметы, ощупывая их левой рукой, а женщины делают это одинаково успешно обеими руками.

Обнаружен интересный факт: в периоды овуляции, когда уровень эстрогенов в крови максимальный, женщины демонстрируют пиковые значения вербальных способностей. Напротив, в периоды месячных, когда уровень тестостерона в крови максимален, женщины значительно лучше ориентируются по карте.

Большая функциональная асимметрия головного мозга у мужчин отчетливо проявляется в случаях поражения одного из полушарий: давно известно, что нарушение работы левого полушария у них сопряжено с резким ухудшением вербальных способностей, а правого – с ухудшением образного и пространственного мышления. У женщин же вербальные и невербальные функции в равной мере сохраняются при поражении одного из полушарий.

Происходит это потому, что здоровое полушарие берет на себя функции поврежденного.

Таким образом, различия в мыслительных способностях мужчин и женщин существуют. Только правильнее было бы говорить не об уме, а мужской и женской когнитивной организации. Именно этим объясняется универсальный интерес мужчин во всех культурах к механике, математике, их более развитые способности к пониманию пространственных отношений, целенаправленной моторике (метание предметов в цель и их перехват). Напротив, женщины способны лучше мужчин решать эмоциональные задачи, лучше разбираются в социальных отношениях, они читают и говорят более бегло, пишут быстрее и с меньшим количеством ошибок, демонстрируют лучшую ассоциативную память и арифметический счет и обладают более тонкой моторикой.

Женская когнитивная модель характеризуется, таким образом, большими вербальными способностями и сетевым мышлением (благодаря этому женщины способны одновременно заниматься несколькими делами сразу), а мужская – лучшим развитием пространственных и математических способностей и линейным мышлением (в отличие от женщин, мужчины могут заниматься только каким-либо одним делом в конкретный момент времени).

Различия в когнитивных способностях связаны с базовыми различиями в организации мозга и его функционировании, которые формируются на ранних стадиях развития плода еще в утробе матери под влиянием половых гормонов.

Парадоксально, но факт: маскулинизация нервной системы происходит под влиянием женского полового гормона эстрадиола в процессе ароматизации. Ароматаза – фермент неонатальных нейронов, катализирующая превращение тестостерона в эстрадиол, который вызывает избирательный рост мозговых структур, что приводит к формированию межполушарной асимметрии и общей когнитивной маскулинизации. В женских зародышах эстрадиол находится в плазме крови и не оказывает влияния на формирование нервной системы, поскольку не может проникнуть через гематоэнцефалический барьер. Тестостерон же через этот барьер проходит без всяких затруднений. Так как в мужском зародыше содержание тестостерона в крови выше, чем в женском, то его поступление в нейроны сопровождается более интенсивным образованием эстрадиола и, соответственно, последующей маскулинизацией нервной системы. В головном мозге женщин маскулинизации, как правило, не происходит.

В среднем, в пределах любой человеческой популяции 80–85% мужчин имеют преимущественно маскулинизированный мозг и мужской склад ума, а у 15–20% мужчин мозг в определенной мере феминизирован. Причина феминизации мозга у мужчин – недостаток тестостерона на ранней стадии развития зародыша (примерно в 6–8 недель). Чаще всего это случается, если в период беременности женщина переносит стресс. Для 90% женщин в пределах популяции типичны феминизированный мозг и женский склад ума. У 10% женщин мозг в различной степени маскулинизирован. Это произошло потому, что их центральная нервная система в возрасте 6–8 недель подверглась в утробе матери воздействию избыточной дозы тестостерона.

Комментарии: