Будущее за «перевернутым обучением» |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2016-06-20 14:15 Будущее за «перевернутым обучением» Дмитрий ВОЛОШИН, Директор департамента исследований и образования Mail.Ru Group о трендах в обучении персонала Лекции уйдут в сеть, студенты больше не будут привязаны к вузам, а выпускники начнут указывать в резюме не бренды университетов, а фамилии профессоров, их обучавших. О новых образовательных форматах и о том, когда они приживутся в России, рассказал кандидат педагогических наук, автор монографии «Исследование и разработка концепций и методов непрерывного обучения», директор департамента исследований и образования Mail.Ru Group Дмитрий Волошин. — Дмитрий, расскажите, какие тренды вы видите сегодня в образовании? Какие нас ждут откровения, скажем, в ближайшие 10 лет? — Расскажу на примере IT-сферы, в которой я работаю. Это гибкая, пластичная отрасль, где инновации внедряются ежедневно. Все это способствует проникновению передовых форм обучения в процесс подготовки IT-специалистов. Один из таких передовых форматов — это blended learning, или «перевернутое обучение». Сейчас в Сети огромное количество образовательного контента, студенты могут в любой момент обратиться к лучшим хранилищам знаний, послушать самых крутых преподавателей. Это означает, что потребность в лекциях отпадает, и роль преподавателя меняется. Он перестает быть «говорящей головой», начитывающей лекции, и становится скорее ментором, который ведет студенческие команды или конкретных студентов, помогая им реализовывать проекты в рамках семинарских занятий. Иными словами, студенты изучают лекционный материал самостоятельно, а в аудитории акцент смещается в сторону выполнения практических работ, что существенно влияет на навыки, необходимые преподавателю. Он должен быть готов отвечать на вопросы, находиться на передовой практического опыта. — Перевернутое обучение — уже реальность? — Мы активно применяем этот подход в наших образовательных проектах: Технопарке на базе МГТУ имени Баумана, Техносфере на базе ВМК МГУ и Технотреке в МФТИ. — А вне IT такое возможно? — На мой взгляд, все, что связано с ориентацией на практику, должно уходить от традиционных схем обучения. Например, очень выиграют от применения подхода blended learning медицина, рабочие специальности. При этом теоретическая часть будет транслироваться студентам с использованием технологий дистанционного обучения, а практическая часть будет отрабатываться в рамках интерактивного взаимодействия с преподавателем в аудитории. Такая модель дает возможность лучше усвоить материал и подготовить специалистов к работе в реальных «боевых» условиях. — И позволит сократить срок обучения? — Вряд ли это как-то скажется на сроке обучения, а вот качество резко повысится. Пропорции аудиторной работы существенно изменятся. Если раньше лекции составляли до 80% времени обучения, сейчас все идет к тому, чтобы было наоборот: 80% — практика, 20% — лекции. Есть, конечно, дистанционное образование в чистом виде, когда все обучение происходит заочно. Эта форма обучения имеет право на существование, но у нее есть свои недостатки. Возвращаясь к теме инноваций в образовании, отмечу еще один тренд, связанный с осознанием вреда оценивания и оценок как таковых. Речь идет о рефлексии ошибки: вы поняли, почему ошиблись, и больше не ошибаетесь. А когда вас оценивают и, что хуже, отчисляют «за неуспеваемость», это убивает само желание развиваться, работать с тем, что не получается. Такой подход кое-где уже внедряется на уровне средней школы. — То есть безоценочная школа — будущее образования? — Ближайшее будущее высшего образования — это все же сетевое обучение, когда студенты мигрируют между вузами и, в том числе, получают междисциплинарные навыки. Мир меняется крайне быстро, и вузы в большинстве своем за ним не успевают. Единственная возможность получать знания, которые будут востребованы, — комбинировать программы разных вузов. Например, сегодня вы прослушали модуль на биофаке МГУ, а завтра идете в Лингвистический университет. В итоге вы — обладатель уникальной профессии: биолог-лингвист. — Но если вузов несколько, кто выдаст диплом? И что это будет за специальность? — Пока все это только зарождается, и что-то конкретное сказать сейчас сложно. Но очевидно, что бренд вуза начинает размываться. Например, раньше абитуриенты шли, скажем, в ННГУ, потому что на тот момент это был самый значимый бренд в городе Нижний Новгород. Сейчас начинают идти на людей. Мы знаем, что профессор Петров — самый крутой специалист в области машинного зрения. И идем учиться уже не в ННГУ, а к профессору Петрову, который работает там. Когда в резюме начнут указывать не вуз, а фамилию преподавателя (и это уже постепенно начинает происходить), возникнет предпосылка для сетевого обучения, поскольку диплом, в сущности, будет состоять из фамилий преподавателей, которые вас обучали. — Насколько мы к этому близки? — Говоря о ближайшей перспективе, я имел в виду горизонт 10 лет. В Европе сегодня такой подход гораздо более распространен, чем в России. — А там как решается вопрос с дипломами? — Их выдает вуз, в который поступал студент. Он же, в рамках различных программ взаимодействия с другими вузами, в том числе, зарубежными, дает возможность самостоятельно моделировать свою индивидуальную траекторию образования. — В экспертной среде сегодня много говорят о микродипломировании. Каковы перспективы такого формата? — Есть такая концепция — «обучение в течение всей жизни». Сроки обучения в рамках системы высшего образования объективно сокращаются. Фактически это означает, что будут все более и более востребованы курсы длительностью в месяц, семестр. Но мне сложно пока прогнозировать, в какой момент времени это может стать более популярно, чем высшее образование (и станет ли). В некоторых сферах, например IT, где самообразование играет ведущую роль, микродипломирование будет развиваться. Фундаментальные науки этот тренд, конечно, вряд ли затронет, но в целом он отвечает курсу на ускорение нашей жизни. — То есть в будущем, чтобы овладеть новой профессией, не обязательно будет идти на второе высшее, достаточно будет пройти курсы? — Сейчас большинство студентов демонстрируют высокую инфантильность. Они не готовы принимать осознанных, взвешенных решений по поводу своего будущего. Это и представляет собой основной барьер в развитии подобных форм. Чтобы человек получал уникальную специальность, менял свою жизнь, он должен хотеть этого. Знакомые мне ребята из других стран в этом смысле более осознаны. Начиная с 12 лет, они уже понимают, какую профессию хотят освоить, выбирают вуз. Они уже думают в категориях инвестирования, например, «если я потрачу $100 тыс. на такой-то вуз, уже через четыре года я буду получать столько-то». — Тогда развитие таких форматов, как микродипломирование, — это как раз шанс для инфантильных? Ведь это способ взять, наконец, свою жизнь в свои руки, и развернуть ее в нужное русло, а не продолжать заниматься тем, что ты, в сущности, не выбирал. — Думаю, вы правы, и благодаря таким возможностям понятия «студенты» и «молодые специалисты» перестают быть функцией возраста и позволяют делать и менять свой выбор на протяжении всей жизни. Источник: http://hr-portal.ru/article/budushchee-za-perevernutym-obucheniem
Источник: hr-portal.ru Комментарии: |
|