Любая наука имеет момент рождения

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2016-04-24 20:45

Психология

Любая наука имеет момент рождения. Любая наука смотрит в будущее и, постоянно видоизменяясь, живет. Не является исключением и психология. К примеру, прямо сейчас в стенах на направлении Психология творится история: молодые ученые "Лаборатории 7" ведут активную исследовательскую работу, открывая новые грани человеческой психики.

Нам удалось пообщаться с одним из "творцов", студенткой 5 курса направления Клиническая психология СПбГУ .

– Здравствуй, Алмара. Что ты можешь сказать о состоянии современной психологии в целом и о роли, которую в ней играет направление Психологии СПбГУ, в частности?

– Вопрос довольно глобальный и неоднозначный: внутри психологии огромное количество различных направлений. Меня безусловно радует, что сейчас сложилось и "устаканилось" понимание психологии как науки, что современные психологи в большинстве своем склонны исследовать и доказывать, а не просто бросаться словами.

Если говорить о когнитивной психологии, которой я занимаюсь с первого курса, то тут все еще более специфично: на сегодня не существует какой-либо единой теории когнитивной психологии, того, как работает человеческое сознание, процессы познания. Но при этом практически все факультеты психологии это исследуют, накоплено огромное количество эмпирического материала.

В области когнитивной психологии существует огромное направление имплицитного научения, т.е. процессов неосознанного приобретения знаний, над которым работает команда ученых во главе с В.М. Аллахвердовым.

Хочется добавить, что 23—25 июня в Ланкастере (Англия) пройдет 5-й международный семинар по имплицитному научению (Fifth Implicit Learning Seminar, Lancaster University), куда многих студентов и аспирантов, занимающихся этим направлением науки на направлении Психология СПбГУ, пригласили для выступления с постерными докладами о наших исследованиях. Это некрупный семинар, и то, что туда пригласили большинство из нас, что-то да говорит про роль направления в этой научной области.

– О том, что сейчас происходит в науке, нельзя говорить, не упомянув того, что уже было когда-то сделано и открыто. Какой момент в истории психологии ты ценишь больше всего?

– Я не очень сильна в истории вообще и в истории психологии в частности, но не могу не отметить Вильгельма Вундта, который создал экспериментальную психологию. Этот человек внес огромный вклад в психологические исследования, попросту начав измерять психические явления. Что и как он измерял — дело десятое: важно, что он взял и стал измерять.

Это первое. Второй — это создание когнитивной психологии как таковой. То есть переход от жесткого бихевиоризма, который не принимал в расчет "внутреннее" психических процессов, к пониманию, что раз уж в голове что-то происходит, то, наверное, это "что-то" все-таки важно, хотя бы чуть-чуть.

— У любой медали есть обратная сторона. Какое событие или личность в истории психологии вызывает у тебя наибольшую антипатию?

— Не могу сказать, что какая-то конкретная личность вызывает у меня антипатию. Кто бы чем ни занимался, но если его имя осталось в психологии, значит он так или иначе высказал идеи, в которых было рациональное зерно. Антипатию у меня вызывают люди, которые, не имея образования, не изучая того, что происходит в науке, относятся к психологии как к какому-то шаманству и зарабатывают на ней огромные деньги. Это беда. А все, кто занимается исследованиями — количественными, качественными, экспериментальными, неэкспериментальными, наблюдением или даже внимательной работой с собственным опытом (как у психотерапевтов, например) — имеют право на место в истории науки, потому что все, что работает, должно оставаться в психологии.

— Ну, и в заключение: опиши будущее всей психологии одним предложением.

— Интеграция и синтез всего накопленного эмпирического материала. К настоящему времени в психологии накопилось много опытных данных, исследований. Осталось сесть и понять: как это все работает? Таким я вижу светлое будущее психологии.

Беседовал .

Комментарии: