«Надеюсь, что мы не просто биологический загрузочный сектор для цифрового сверхразума

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2016-04-21 13:02

Головной мозг

«Надеюсь, что мы не просто биологический загрузочный сектор для цифрового сверхразума. Хотя, к сожалению, это кажется всё более вероятным» - около года назад написал в своем твиттере Илон Маск, прочитав новую книгу Ника Бострома «Superintellingence: Paths, Dangers, Strategies». Автора книги интересует не столько угроза искусственного интеллекта, сколько возможности эволюции интеллекта - как искусственного, так и человеческого. Для Бострома человек в его нынешнем состоянии - не венец творения, а лишь переходное звено от слепой эволюции к осознанной. Ведь шведский философ - один из главных на сегодняшний день идеологов трансгуманизма, - учения, для которого будущее человечества - это либо осознанная эволюция, либо бесславная участь проигравших в эволюционной гонке. Остаться «просто людьми» в любом случае не получится. Не будет и «войны с роботами» -как невозможна война людей с обезьянами или муравьями. Хозяином планеты станет сверхразум - вопрос лишь в том, сумеем ли мы построить его на основе нашего собственного интеллекта или мир достанется нашим кремниевым преемникам.

ОТРЫВКИ ИЗ КНИГИ, ВСТРЕВОЖИВШЕЙ ИЛОНА МАСКА

Глава вторая. Путь к сверхразуму

Третий путь создания интеллекта, превосходящего человеческий, это улучшение функционирования биологического мозга (первый путь - это возникновение искусственного интеллекта в результате эволюции компьютеров, второй - в результате создания и совершенствования работающей модели мозга - прим. КШ). В принципе, этого можно было бы достичь без применения технологий, а за счет селекции. Однако любая попытка запустить классическую программу евгеники столкнется и с политическими, и этическими препятствиями. Кроме того, для получения сколько-нибудь значимых результатов - если только отбор не будет чрезмерно строгим - потребуется множество поколений. Задолго до того как такая программа принесет плоды, человечество в результате развития биотехнологий получит прямой контроль над генетикой и нейробиологией, что сделает ненужными проекты по селекции людей. Поэтому мы обращаем внимание на методы, которые приведут к результату намного быстрее: на протяжении жизни нескольких поколений и даже одного, - для этого есть потенциальные возможности. Мы научились повышать свои индивидуальные познавательные, или когнитивные, способности разными способами, в том числе не пренебрегая и традиционными, например обучением и тренировкой. Развитие нервной системы можно ускорить за счет таких низкотехнологичных методов, как оптимизация внутриутробного и младенческого питания, устранение из окружающей среды свинца и других нейротоксичных загрязнений, уничтожение паразитов; обеспечение полноценного сна и физической нагрузки; профилактика заболеваний, влияющих на умственную деятельность. Безусловно, каждое средство из перечисленных помогает развитию когнитивных функций, хотя, скорее всего, значимость успеха слишком незначительна, особенно в обществах, где дети уже получают вполне качественное питание и образование. Действуя лишь таким образом, мы вряд ли сумеем развить в ком-нибудь мощный сверхинтеллект, но свою посильную лепту эти методы все-таки вносят, в частности, с их помощью мы улучшаем положение малоимущих и расширяем в мировом масштабе возможности для появления одаренных людей.

Распространенной проблемой многих бедных стран, не имеющих выхода к морю, остается снижающийся на протяжении жизни уровень интеллектуальных способностей из-за дефицита йода. Ситуация абсолютно неприемлемая, поскольку в наше время вопрос решается крайне просто - это обогащенная йодом столовая соль, которая по стоимости дороже обычной всего на несколько центов на одного человека в год.

Большего эффекта удается добиться с помощью медико-биологических средств. В настоящее время появляются лекарственные препараты, способные, как утверждают, улучшать память, концентрацию внимания и умственные силы - по крайней мере, некоторым они помогают. (Работая над этой книгой, я заправлялся кофе и поддерживал силы никотиновой жвачкой.) Действенность сегодняшних лекарств, стимулирующих умственные способности, весьма нестабильна, относительна и многими отрицается; вполне вероятно, будущие ноотропные средства, или нейро-метаболические стимуляторы, начнут оказывать больше помощи и обладать меньшими побочными эффектами. Однако вряд ли стоит уповать, что когда-нибудь придумают химический препарат, который, будучи введен в здоровый мозг, обеспечит резкий скачок интеллектуальных способностей человека, - как с неврологической, так и эволюционной точек зрения это кажется неправдоподобным. Когнитивная деятельность мозга человека зависит от хрупкой гармонии многих факторов, особенно на критически важной стадии эмбрионального развития, поэтому для улучшения такой самоорганизующейся системы, как функциональность мозга, потребуется скорее не примитивная подкормка неким зельем, а обеспечение ее бережным балансом, тонкой настройкой и тщательной культивацией.

Нейрокомпьютерный интерфейс

Периодически выдвигаются предложения использовать прямой нейрокомпьютерный интерфейс, в частности, имплантаты, что позволит человеку использовать всю мощь электронных вычислений: идеальное хранение информации, быстрые и точные арифметические расчеты, широкополосную передачу данных - в результате такая гибридная система будет принципиально превосходить по всем характеристикам деятельность головного мозга. Возможность прямого подключения компьютера к биологическому мозгу была не раз доказана, но, несмотря на это, кажется маловероятным, что прямые нейронные интерфейсы получат в обозримом будущем широкое распространение. Прежде всего заметим, что в результате имплантации электрода в мозг возникает значительный риск медицинских осложнений - инфекции, смещение электрода, кровоизлияния, ухудшение умственных способностей.

Большинство потенциальных преимуществ, которые появятся в распоряжении здоровых людей в результате имплантации электродов, возможно получить с меньшим риском, затратами и неудобствами, просто используя обычные органы движения и чувств при взаимодействии с компьютерами, находящимися вне пределов нашего тела. Чтобы выйти в интернет, нам не нужно подключать к себе оптоволоконный кабель. Человек не только наделен сетчаткой глаза, способной передавать данные с впечатляющей скоростью около десяти миллионов бит в секунду, но и обладает «предустановленным программным обеспечением» в виде зрительной коры головного мозга, которая отлично приспособлена для извлечения значения из этих массивов информации и взаимодействия с другими областями мозга для ее дальнейшей обработки. Даже если появился бы относительно простой способ закачивать в наш мозг больше информации, эти дополнительные данные ненамного повысили бы скорость, с которой мы думаем и учимся, если только «апгрейду» не подвергнется весь нейронный механизм их обработки. А поскольку он включает в себя практически весь мозг, в действительности потребовалось бы «протезирование» мозга целиком - иначе говоря, создание универсального искусственного интеллекта.

Но как быть с неизбывной человеческой мечтой, чтобы люди вступали в общение не на вербальном уровне, а напрямую - через мозговую деятель ность, как бы «загружая» друг в друга свои образы, мысли, знания и даже опыт? Мы загружаем в компьютеры огромные файлы, в том числе библиотеки с миллионами книг и статей, буквально за считаные секунды или минуты - неужели нам никогда не придется поступать так же, имея дело с собственным мозгом и собственной информацией? Кажущаяся легкость реализации этой идеи, вероятно, базируется на ошибочном представлении о том, как человеческий мозг воспринимает и хранит информацию. Как уже отмечалось, развитие человеческого интеллекта ограничивает не скорость, с которой данные поступают в память, а насколько быстро мозг способен извлекать из них смысловые значения и осознавать их. Возможно, предполагается передавать непосредственно смысл, не оформляя его в сенсорную информацию, которую придется декодировать получателю. Тут возникает две проблемы. Первая заключается в том, что мозг, в отличие от программ, которые мы привычно используем на компьютерах, не использует стандартные форматы хранения и представления данных. Скорее, в каждом мозгу имеются свои уникальные способы представления содержания более высокого уровня. То, какие именно сочетания нейронов используются для передачи той или иной концепции, зависит от уникального опыта конкретного мозга. Как в случае искусственных нейронных сетей, так и в биологических нейронных сетях смысловое значение скорее представлено всей структурой и моделями деятельности значительных перекрывающихся регионов, а не отдельными ячейками памяти, уложенными в аккуратные массивы. Поэтому невозможно установить простое соответствие между нейронами двух людей так, чтобы мысли автоматически перетекали от одного к другому.

Сети и организации

Еще один потенциальный путь, ведущий к сверхразуму, - постепенное совершенствование сетей и организаций, соединяющих умы людей друг с другом и с различными искусственными объектами и ботами, то есть программами, автоматически выполняющими действия вместо человека. Смысл не в том, чтобы усовершенствовать когнитивные способности от дельных людей и в итоге вывести популяцию сверхинтеллектуалов. Идея заключается в другом: создать некое объединение индивидуумов, организованных таким образом, чтобы эта появившаяся сеть по своему развитию могла бы достигнуть сверхинтеллектуального уровня - сеть, которую в следующей главе мы назовем «коллективный сверхразум».

Настало время поговорить о совершенно, казалось бы, фантастической идее, что интернет может в один прекрасный день «проснуться». Может ли он стать чем-то большим, нежели просто местом сосредоточения пока еще слабо выраженного коллективного сверхразумного начала - чем-то вроде виртуальной черепной коробки, вместившей в себя зародыш единого сверхразума? (В знаменитом эссе Вернона Винджа «Далее - технологическая сингулярность», написанном в 1993 году, этот сценарий рассматривается в качестве одного из путей появления сверхразума, писатель даже ввел в оборот термин «технологическая сингулярность».) Можно возразить, что искусственный интеллект трудно создать даже в результате целенаправленных инженерных усилий, поэтому его спонтанное появление кажется практически невероятным. Однако дело не обстоит так, будто одна из следующих версий интернета внезапно станет сверхразумной исключительно по воле случая. Более правдоподобный сценарий заключается в другом: интернет будет шаг за шагом совершенствоваться, аккумулируя в себе все самое передовое, благодаря усилиям множества людей на протяжении долгих лет - усилиям, направленным на улучшение алгоритмов поиска, отбора и анализа информации, на создание более мощных форматов представления данных, более качественных автономных ПО и более эффективных протоколов, управляющих взаимодействием этих ботов. В конечном счете мириады небольших сдвигов создадут основу для некой единой формы сетевого интеллекта. По крайней мере, вполне возможно, что появится именно такая когнитивная система, выращенная на веб-технологиях, не испытывающая недостатка в вычислительной мощности и других ресурсах, необходимых для взрывного роста, - разве что за исключением одного критически важного ингредиента. И когда этот ингредиент будет найден и брошен в общий котел - все раньше сваренное воспламенится и превратится в сверхразум.

Комментарии: