Как устроен истребитель Су-35

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2016-01-04 09:57

роботы новости


Как устроен истребитель Су-35

«Перечень задач, которые должен решать и уже решает этот самолет, огромен. Его характеризуют колоссальный диапазон высот и скоростей, впечатляющая дальность и продолжительность полета, огромная номенклатура вооружения, которую можно применять в любое время суток и в любых погодных условиях. И всеми этими возможностями управляет всего один человек». Сергей Чернышев, летчик-испытатель «ОКБ Сухого»

Технические характеристики Максимальная скорость: у земли- 1400 км/ч на высоте- 2500 км/ч (2,25 Маха) Практический потолок: 18000 м Скороподъемность: 280 м/с Боевая нагрузка: 8000 кг Дальность обнаружения целей: 350 км на встречных курсах Одновременное целеуказание: 4 наземные и 30 воздушных Одновременный обстрел: 2 цели (подсвет для ракет Р-27)

Многоцелевой истребитель Су-35 принято относить к поколению 4++. По своим возможностям он вплотную приблизился к самолетам пятого поколения. Он обладает сверхманевренностью на малых и околонулевых скоростях. Машина способна изменять положение корпуса относительно набегающего потока, сохранять устойчивость на закритических углах атаки и развивать невиданные ранее угловые скорости.

Высший пилотаж на Су-35 произвел фурор на авиашоу в Ле-Бурже и в Жуковском. Специалисты «ОКБ Сухого» продемонстрировали нам элементы кабины многоцелевого самолета последнего поколения на примере новейшего процедурного тренажера, разработанного для обучения пилотов Су-35.

Вкалывают роботы Для выполнения задач, возложенных на Су-35, раньше требовалось два пилота (яркий пример - Су-30). Отсутствие второго пилота - это экономия от 1 до 1,5 т массы и, соответственно, увеличенная скорость, потолок и дальность полета, дополнительные две тонны топлива или вооружения, которые можно взять на борт.

Автоматизация процесса управления самолетом и вооружением, позволившая радикально облегчить жизнь пилоту, зиждется на двух столпах. Первый - это комплексная цифровая система управления, предусматривающая автомат тяги, автопилот, автоматический полет по путевым точкам. Даже в ручном режиме система делает полет более стабильным. У самолета отсутствуют привычные большинству пилотов триммеры (органы управления, снимающие нагрузку с ручки управления самолетом), - необходимую компенсацию усилий берет на себя компьютер. Управление вектором тяги двигателей также включено в систему.

Вторая составляющая автоматизации - информационные системы и системы управления, построенные в соответствии с принципом HOTAS. Аббревиатура расшифровывается как Hands on Throttle and Stick, «руки на рычагах управления двигателем и ручке управления самолетом». Концепция HOTAS подразумевает, что пилот может пользоваться практически всеми функциями авионики и вооружения, не снимая рук с основных органов управления самолетом.

От создателей Су-35

«ОКБ Сухого» предлагает для обучения летчиков комплексный и процедурный тренажеры, учебный и компьютерный классы. Комплексный имеет сферическую визуализацию с углами обзора 270 градусов по горизонтали и 110 по вертикали (ровно то же самое видит пилот настоящего истребителя). Он может использоваться для отработки всех режимов воздушного боя и группового пилотажа. Процедурный тренажер имеет цилиндрическую панорамную визуализацию и предназначен для отработки отдельных элементов пилотажа, управления вооружением, действий в нештатных ситуациях. Оба тренажера отличаются реалистичной имитацией кабины Су-35.

«Процедурный и комплексный тренажеры выполнены на неподвижной основе, - говорит начальник отдела технического обеспечения «ОКБ Сухого» Андрей Кулагин. - С одной стороны, это усложняет эксплуатацию аппарата, но и это не главное. Режимы сверхманевренности на Су-35 сопряжены с таким разнообразием перегрузок по величине и направлению, что скромная имитация их на системе подвижности лишь приведет к созданию ложных навыков у пилота».

Визуализация создается по картам и матрице высот, а для отдельных участков местности (аэродромы, города), которые должны быть особенно узнаваемы, художники создают специальные модели и текстуры. В случае необходимости на тренажере можно «облетать» боевую миссию на реальной местности в заданных погодных условиях. Несколько тренажеров, а также рабочие места инструкторов могут быть объединены в сеть для групповой тренировки.

Не только максимально реалистичный макет кабины, но и программное обеспечение тренажера было разработано «ОКБ Сухого». 3D-визуализация была заказана у отечественных разработчиков, а в создании математической модели принимали участие разработчики самого Су-35. Это единственный способ создать реалистичную компьютерную модель для новейшего самолета, который пока что даже мало кто видел.

Кабина пилота Су -35

(1) Ручка управления самолетом

1. Кнопка отключения системы автоматического управления (САУ). Также под мизинцем пилота располагается рычаг временного отключения САУ: двигаясь на автопилоте, летчик нажимает на рычаг и вручную выполняет маневр, после чего САУ продолжает вести самолет по новому курсу.

2. Четырехпозиционный переключатель режимов КБО для выбора боевых и навигационных режимов комплекса бортового оборудования.

3. Кнопка приведения к горизонту. В случае потери ориентации в пространстве, в том числе при плохом самочувствии из-за перегрузок, пилот может нажать эту кнопку, чтобы самолет автоматически вернулся к прямолинейному движению с нулевым креном и тангажом.

4. Кнюппель (джойстик) управления маркером отвечает за положение курсора на экране.

5. Переключатель «Маневр - траекторное управление». Переводит самолет в режим сверхманевренности.

6. Кнопка стрельбы для пушечного вооружения. Ракеты запускаются гашеткой.

(2) Рычаги управления двигателями

1. Четырехпозиционный переключатель управления обзорно-прицельными системами. На нем сосредоточено 14 различных функций.

2. Ввод команды.

3. Радио - один переключатель управляет сразу двумя радиостанциями.

4. Ввод - кнопка для фиксации действий летчика (подтверждение выбора цели).

5. Выбор оружия. Каждому боевому режиму КБО соответствует стандартный набор оружия, но пилот в любой момент может самостоятельно уточнить свой выбор.

(3) Стеклянная кабина

1. Многофункциональный индикатор МФИ-35 с диагональю 15 дюймов. С помощью кнопочного обрамления пилот может делить дисплей на несколько частей и выводить на них любую необходимую информацию о полетном задании, навигации, вооружении и техническом состоянии самолета. Назначение многофункциональных кнопок меняется в зависимости от характера отображаемой информации, соответствующие подсказки выводятся на экран рядом с кнопками.

2. Строка управления режимами КБО (комплекс бортового оборудования). Существует всего пять режимов КБО: ближний и дальний бой по воздуху, ближний и дальний бой по земле плюс режим навигации. Каждый режим предусматривает определенный набор информации, выводимой на дисплеи, и предустановленный выбор оружия. Пилот выбирает режимы КБО большим пальцем правой руки и таким образом получает доступ практически ко всем функциям самолета, не снимая рук с органов управления.

3. Интегрированная система резервных приборов (ИСРП) - это минимальный набор жизненно важных приборов, таких как альтиметр или авиагоризонт, которые помогут пилоту вернуться на аэродром базирования в случае отказа основной авионики. Ранее ИСРП выполнялась в виде стрелочных приборов (пилоты прозвали их «будильниками»), теперь же имеет собственный многофункциональный дисплей с автономным питанием.

4. Многофункциональный пульт-индикатор с рабочим полем 4 х 5 дюймов и кнопочным обрамлением служит для настройки всех систем самолета, в том числе РЛС, прицельно-навигационного оборудования, вооружения, системы видеорегистрации.

5. Коллиматорный авиационный индикатор и пульт управления индикацией. Сюда выводится как основная полетная информация, в том числе высота, скорость, авиагоризонт, курс и текущий выбор оружия, так и любая другая, необходимая пилоту в данный момент.

6. Автомат управления тягой и система автоматического управления. Позволяет без участия пилота поддерживать заданную скорость движения при любых маневрах и в любых условиях или полностью автоматически вести самолет по маршруту в соответствии с полетным заданием. При этом задача пилота сводится лишь к выполнению взлета и посадки, а также принятию решения о применении оружия.


Источник: www.popmech.ru

Комментарии: