Молекулярные механизмы долголетия млекопитающих

Сегодня в научном журнале Cell вышла наша статья, работа над которой велась около 6 лет! В этой работе мы охарактеризовали молекулярные механизмы долголетия млекопитающих.

Продолжительность жизни организма может быть увеличена в ходе эволюции, в результате чего появляются долгоживущие млекопитающие, такие как знаменитый голый землекоп, Гренландский кит и человек. Кроме того, ее можно увеличить и внутри вида с помощью различных воздействий, вроде низкокалорийной диеты, определенных мутаций и лекарств.

В нашей работе мы выявили гены и метаболиты, связанные с долголетием на межвидовом и внутривидовом уровнях. Интересно, что помимо некоторых общих механизмов долголетия (например, снижения активности гена Igf1), мы обнаружили множество различных и даже противоположных эффектов. Например, гены, связанные с некоторыми функциями врожденного иммунитета, обычно подавлены у долгоживущих мышей. В результате снижается уровень хронического воспаления, что оказывается полезным для здоровья стареющего организма. В то же время эти же гены, напротив, активированы у долгоживущих видов млекопитающих, что помогает их иммунной системе лучше защищать организм от потенциальных угроз. Особенно это важно для крупных животных, ведь с большими размерами приходит и большая вероятность появления раковых клеток. Активированный врожденный иммунитет позволяет организму лучше отслеживать предраковые клетки и уничтожать их на ранних стадиях.

Этот и другие примеры, которые мы обнаружили в статье, говорят о существовании нескольких путей, ведущих к долголетию. Причем, одни и те же механизмы, по-видимому, могут быть полезными и вредными в зависимости от контекста. Интересно, что простые методы продления жизни, открытые учеными, все еще далеки от тех механизмов, которые возникли в ходе эволюции долгоживущих млекопитающих. А значит – нам еще есть к чему стремиться!

Мы надеемся, что обнаруженные биомаркеры долголетия ускорят разработку новых эффективных методов продления жизни. В качестве пилотного эксперимента мы протестировали несколько лекарств на мышах и предсказали их эффект на продолжительность жизни после 1 месяца применения. Отобрав с помощью биомаркеров одно из наиболее перспективных лекарств (KU0063794), мы применили его на пожилых мышах и показали, что оно действительно увеличивает продолжительность жизни животных и улучшает их физическое здоровье. Таким образом, разработанную нами платформу можно использовать для скрининга воздействий, продлевающих жизнь млекопитающих. В дальнейшем мы применили ее для большего количества соединений, но об этом уже в следующей статье?

Огромная благодарность и поздравления всей команде, без которой эта работа была бы невозможна: Вадиму Гладышеву, Анастасии Шиндяпиной, Стасу Тихонову, Сергею Дмитриеву и многим другим! А также двум замечательным институтам, которые предоставили нам площадку для исследований: МГУ им. М.В. Ломоносова и Гарвардской Медицинской Школе! Наконец, отдельное спасибо моей семье, друзьям и близким за моральную поддержку, не позволившую опустить руки вплоть до окончания работы над проектом!

Источник: vk.com