БОРОДА ВЛИЯЕТ НА ВЫЖИВАЕМОСТЬ ПОПУЛЯЦИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ЧИСЛЕННОСТИ

В настоящее время основной гипотезой появления волос на лице и вариабельности этого признака у мужчин является половой отбор. Однако последние исследования интернациональной команды учёных из Франции и Китая ставят это под вопрос.

В основе работы, опубликованной в начале этого года, легло предположение французских антропологов о том, что такой признак, как степень развития бороды и усов, должен иметь под собой более серьёзное эволюционное основание, чем просто половой признак.

Тем более, что данный признак довольно серьёзно различается в разных расах и культурах. Проведя сравнительные анализ более чем 300 различных источников за последние 100 лет, французике учёные установили, что борода и усы в качестве признака, регулируемого половым отбором, не попадают под концепцию гандикапа, фишеровского убегания, сверхвызова или сверхстимула. Таким образом, возник вопрос, в чем причина закрепления этого признака среди людей.

Проанализировав исторические данные, исследователи с уверенностью установили, что степень бородатости среди европейцев колебалась от эпохи к эпохе. Так, в античной Греции и Риме мужчины редко носили бороду и усы, причём в большинстве случаев это относилось в основном к людям старшей возрастной категории. Резкое возрастание степени развития бороды прочно связано со средними веками и постепенно сходит на нет от начала нового времени к современности.

Таким образом, было высказано предположение, что в популяции действовал какой-то систематический фактор, который отбирал мужчин по степени бородатости. Столкнувшись с этим фактом, антропологи зашли в тупик. Но тут им на помощь пришли микробиологи из Национального Пекинского университета.

Китайские исследователи провели анализ волос бороды и усов мужчин из европейской популяции и пришли к выводу, что у людей со средним и сильным развитием бороды микроструктура волос такова, что образует своего рода сеть, в которой эффективно залёживаются патогены. А поскольку выдыхаемый воздух, насыщенный парами воды, содержал молекулы лизоцима со слизистых, это позволяло не только эффективно задерживать, но и уничтожать микроорганизмы.

В результате была создана математическая модель, данные которой полностью согласовывались со сформулированной гипотезой. Однако исследователей ждал сюрприз – при математическом моделировании дыхания такого человека выяснилось, что мертвые микроорганизы с потоком вдыхаемого воздуха попадали на слизистую дыхательных путей, таким образом проводя своего рода иммунизацию организма.

После окончательной проверки данной гипотезы на добровольцах выяснилось, что среди 2480 человек, которым на бороду были нанесены частички питательной среды, содержащей сенную палочку, у 91% она не определялась при микробиологическом исследовании носа и рта, а у 78%, через 7-10 дней в крови были обнаружены антитела к этому микроорганизму. В то же время у людей без бороды и усов (общее число участников группы 841 человек), на которых распылили аналогичный состав, в первые сутки микроб определялся у 86%, и только у 34% появились антитела.

Таким образом, на основании исследований группа учёных пришла к выводу о том, что распространение генов бородатости среди европейцев связано со значительной инфекционной нагрузкой на территории средневековой Европы. Ни для кого не секрет, что самые опустошительные эпидемии чумы, оспы и других инфекций прошлись по Европе именно в средневековье.

Тем не менее, у исследователей появился вопрос, почему что-либо аналогичное не произошло в популяциях монголоидного населения Азии, у которого развитие бороды и усов слабое и очень слабое. Ответ на этот вопрос потребовал привлечения демографов и использования методов математического моделирования.

Для создания эффективной модели в неё была включена приблизительная плотность населения в Китае периода средних веков. В результате изучения было установлено, что при определённом пороге численности жителей (в данной модели это число составило 17+/-2 человека на 10 м2) борода продолжает оставаться эффективным способом защиты для её носителя, но становится источником инфекции для окружающих безбородых жителей (в первую очередь – женщин и детей). В свою очередь для Европы, где плотность населения составляла 7+/-2 человека на 10 м2, предохранительный эффект бороды сохранялся, а «инфекционный» не играл значительной роли. Таким образом, при высокой плотности населения селективное преимущество получают мужчины со слабой и очень слабой степенью развития бороды и усов, а их смертность легко компенсируется за счёт экспоненциального увеличения выживших членов популяции.

Таким образом, в настоящее время можно с уверенностью говорить о том, что борода и усы являются эффективной преградой для инфекционных агентов и даже в определённом смысле являются органом иммунной системы. Благодаря этому в популяциях с невысокой плотностью в условиях регулярно повторяющихся эпидемий гены бородатости будут распространятся в популяции. И, напротив, в популяции с высокой плотностью особей именно гены безбородости и их владельцы будут получать широкое распространение.

Это исследование является ещё одним примером того, что в биологии ничто не имеет смысла кроме как в контексте эволюции, и даже те признаки, которые кажутся незначительными, могут играть серьёзную роль в выживании популяций.

Список источников.