Жак Лакан: Воображаемое — Символическое — Реальное

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2023-03-30 15:54

Философия ИИ

Жак Лакан — французский философ (фрейдист, структуралист, постструктуралист) и психиатр. Одна из самых влиятельных фигур в истории психоанализа. Во многом определил образ французского психоанализа и его специфику на фоне других психоаналитических подходов. Описать творчество Лакана — значит попытаться объять необъятное. К многогранности его исследований, а также к туманности самих выводов (в силу неразработанности данной темы на то время), стоит добавить и отсутствие полноценных письменных трудов. Жак Лакан предпочитал излагать свои идеи не на бумаге, а устно, на семинарах, материалы которых стали публиковаться только в конце его жизни. Из основных его сочинений наиболее известны «Функция и поле речи и языка в психоанализе», «Тексты», «Семинары Жака Лакана». Главная заслуга Лакана состоит в структуралистской ревизии фрейдовского психоанализа.

Лакан серьезно оппонировал естественно-научному психологическому подходу, при котором человек описывается как объект, подобный другим объектам мира, представленным сознанию и изучению. Вопрос о субъекте как субъекте стоит в центре лакановского творчества.

Тексты Лакана являются своеобразным феноменом словесности: помимо последовательно проводимых научных и философских выкладок, в них много юмора, колкостей, провокаций, нарочитых недосказанностей. Например, у Лакана есть ряд максим, которые не имеют раз и навсегда установленный смысл, но к которым он сам возвращается, по-разному их интерпретируя, например «человеческое желание есть желание Другого», «любить — значит не давать то, что имеешь, а давать то, чего не имеешь», «чувства всегда взаимны» и т. д. Однако надо понимать, что у Лакана не было цели усложнить психоанализ и работу аналитика — наоборот, он стремился внести ясность в эту область, заросшую со времен Фрейда неопределенностями, мифами и непониманием. Идеи Лакана повлияли не только на психоанализ, но и на философию, социологию, культурологию, кино- и искусствоведение.

Воображаемое — Символическое — Реальное

Базовой для своего учения схему «воображаемое» — «символическое» — «реальное», которую он начал разрабатывать с 1953 года и подробно изложил на своем самом знаменитом семинаре (1974—1975). Эту схему он обычно представлял в виде математической модели «колец Борромео». Интересно, что размыкание одного из них неминуемо приведёт к распаду всей конструкции.

«Воображаемое» — это действия другого человека, от которого субъект пытается психологически защититься и поэтому создает целостный, но иллюзорный образ собственного «Я».

Одна из первых стадий становления этого образа — стадии зеркала. Это — одно из первых дополнений Лакана к мыслям Фрейда. Стадия зеркала — это ранняя стадия самоидентификации ребёнка 6-18 месяцев, когда он начинает узнавать себя в зеркале, выстраивать и интегрировать собственный образ в воображаемом, но в реальности не обладает ещё полной властью над собственным телом и его разрозненными проявлениями. Из этой несостыковки Лакан делает разнообразные выводы о природе человека. Вообще Лакан любил обращаться для разъяснения своих идей к образам топологии, порой трактуя её весьма фантазийным образом. В книге «Интеллектуальные уловки. Критика современной философии постмодерна» Жана Брикмона и Алена Сокала отмечаются ошибки Лакана в использовании образов математики.

«Символическое» — это другой человек сам по себе.

«Реальное» — это то, как сам субъект воспринимает эти события, его собственная реальность.

Эти понятия позволяют субъекту постоянно синтезировать прошлое и настоящее. На стыке этих понятий образуются основные человеческие чувства: воображаемое + реальное = ненависть; реальное + символическое = невежество; воображаемое + символическое = любовь. Именно поэтому Жак Лакан и считает эти понятия основой нашего Бытия.

Проявления символического заключены в некоем бессознательном феномене, в результате воздействия речи на субъект. Речь при этом служит интерпретацией чего-то до конца не интерпретируемого, но взывающего к интерпретации. Это обусловливало интерес Лакана к лингвистике и к фундаментальным проблемам знака и означивания. Стремясь к рациональному истолкованию этого бессознательного, Лакан углубляется в изучение роли языка и символа. Лакан толкует функцию речи как универсальный источник креативности, поскольку это — речь ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА, который обладает своей, другой и субъективной реальностью. Именно посредством речи, языка и лингвистики человек, по мнению Лакана, способен узнавать других людей и быть узнанным самим. Т. о., Лакан признает приоритет языка по отношению к бессознательному, что находит отражение в формуле: бессознательное организовано как язык.

Эту Схему трех регистров Лакан применял к самому себе: первый этап, доструктуралистский был посвящен «воображаемому», второй этап, структуралистский, — «символическому», третий этап, постструктуралистский, — «реальному»; в некотором отношении это соответствовало триаде Фрейда «Я» — «Сверх-Я» — «Оно».

В целом, Мысль и Бытие по Жаку Лакану не тождественны, поскольку они по-разному определяются языком и бессознательным. В своих исследованиях Жак Лакан стремится превратить психоанализ в строгую социальную и гуманитарную науку, опирающуюся на лингвистические и логико-математические понятия.

В отличие от Фрейда, который в своих исследованиях сознательно избегал философии, Жак Лакан придает психоанализу философское измерение. Однако, в целом, в исследованиях Жака Лакана допущены серьёзные неточности, нестрогое использование понятий, вследствие чего некоторые его положения и выводы выглядят не вполне обоснованными и убедительными, а его концепция в целом оказывается непоследовательной и противоречивой.

Видео

1. Документальный фильм «Жак Лакан говорит» (1972)

2. Лекция Виктора Мазина «Психоаналитическая критика: Жак Лакан и эстетика возвышенной Вещи» (2012)

3-5. Лекции Виктора Мазина «Жак Лакан в современном искусстве» (2010)

Часть 1. Воображаемое

Часть 2. Символическое

Часть 3. Реальное

1. Документальный фильм «Жак Лакан говорит» (1972)

Фильм состоит из двух частей. В первой представлена документальная запись лекции, прочитанной известным психоналитиком в 1972 году. Зафиксированная на плёнку встреча со студентами интересна не только размышлениями Лакана о языке, смерти или коммуникации, но и реакцией аудитории, которая ответила на речь Лакана жестом прямого политического высказывания. Вторая часть представляет собою интервью с Ж.Лаканом — спокойное по форме и двусмысленное по содержанию.

2. Лекция Виктора Мазина «Психоаналитическая критика: Жак Лакан и эстетика возвышенной Вещи» (2012)

Виктор Мазин – психоаналитик, критик, главный редактор журнала «Кабинет», автор множества книг и статей по проблемам психоанализа, деконструкции и художественной критики, основатель Музея сновидений Фрейда. На этой лекции речь пойдет о взаимодополняющих отношениях этического и эстетического режимов, о выведении объекта на грань Вещи, о теории визуального поля и проникновении Лакана на территорию современного искусства и критики.


Источник: vk.com

Комментарии: