Зачем учить то, что не пригодится?

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2023-03-26 12:09

образование

Зачем учить то, что не пригодится? Такой вопрос задал мне третьекурсник ФРТК пару лет назад. Он уже работал на полставки в крупной IT-компании и точно знал, что ему нужно для карьеры — теория графов и комбинаторика. Но в его учебной программе не было ни того, ни другого. Вместо этого ему на Физтехе преподавали четыре курса по радиоэлектронике и квантовую механику. Спрашивается — зачем айтишнику квантовая механика? Да если честно, и радиофизика для работы в IT-science ему была не особо нужна.

Конечно «дискретные преобразования сигналов» — не «кванты», разобраться не так уж сложно. Но таких «радиокурсов» у него не один, а четыре. В итоге время, чтобы все это выучить и сдать, в разы превышает время, оставшееся на теорию графов и комбинаторику, которые ему действительно нужны для работы. И получается — 90% (!) усилий его мозга тратится впустую. От чего парень четыре дня в неделю (когда не работает в IT) находится в полу-депрессивном состоянии. Абсурд? Редкое исключения из общего благополучия?

Ок, вот еще одна история — второкурсник ФОПФ со смесью отчаяния и ненависти в глазах рассказывает мне — единственное что его удерживает на Физтехе — это обожаемый им курс матанализа Романа Карасева, все остальное он считает ненужной обузой, которая тупит его мозг и не дает время заниматься его любимой математикой. И особенно он ненавидит общую физику и лабы, поскольку считает, что вся эта физика не более чем набор хаотичных эмпирических фактов.

Вы думаете, я имею что-то против общей физики или радиоэлектроники? Нет, конечно. Вот вам обратный пример. Четверокурсник того же ФОПФ, «экспериментатор от бога», с самого первого курса «кайфующий» от лабораторных работ, и уже успешно работающий над международным проектом на базовой кафедре (!), начиная со второго курса балансирует на грани «вылета» из-за теорфиза, который он органически не понимает и ненавидит. Из-за страха исключения из института, он последние два года находился в постоянном стрессе, что привело к гастриту и хронической бессоннице.

Замечу, эти студенты страстно хотят учиться. Первые желают изучать сложнейшие теории вроде теории графов. Вторые учатся на практике, увлеченно работая в лабе. И возникает вопрос — ради какой высокой цели этих высоко-мотивированных людей заставляют заниматься тем, что им не нравится? Чтобы приучить свою психику постоянно находится в полу-депрессивном состоянии? Или чтобы потом еще лет десять после окончания института человек просыпался в холодном поту, от кошмара что его снова «отправляют на комиссию по теорфизу»? А может жизнь этих ребят хотят сделать похожей на жизнь героев фантасмагорических романов Франца Кафки, воспитывая в них «стоическое» отношение к абсурдности существования?

Как только начинаешь говорить о большей свободе выбора для студентов МФТИ, в ответ сразу слышишь — студенты люди ленивые, дай им волю, они все время будут сидеть в ТикТоке и тусить в клубах. Это же насколько надо не знать психологию студентов Физтеха. Да вы посмотрите на этих ребят и девчонок 1-го сентября 1-го курса — вы таких горящих и жадных до учебы глаз не увидите ни в одном универе мира. Но когда раз за разом студенту приходится учиться «из под палки», срабатывает эффект само-сбывающегося пророчества — учебная муштра делает из высоко-мотивированных людей интеллектуальных лентяев, а лентяев чему-то научить можно только муштрой. И порочный круг замыкается.

В феноменологической психологии, о которой я уже много писал в прошлых постах важнейшим понятием является «интерес». Внутренний интерес один из ценнейших ресурсов — он фокусирует нашу энергию для выполнения сложной задачи. Когда люди мотивированы своими личными целями, они работают с большей эффективностью и целеустремленностью. Одна из важнейших задач психолога-феноменолога помочь человеку понять, что ему действительно интересно и нужно. Ведь если человек хронически делает не то, что ему нравится — это прямой путь к депрессии и ощущению бессмысленности жизни.

Пусть этот второкурсник ФОПФ возьмет себе еще пару курсов математики вместо общефиза и лаб — теорию групп, топологию, да что угодно, и у него не потухнут глаза уже к третьему курсу. Дайте возможность талантливому экспериментатору спокойно заниматься экспериментальной физикой, а не бездарно растрачивать свою умственную энергию на страх исключения из института (страх съедает огромное количество нервной энергии). Пусть айтишник изучает теорию графов и комбинаторику, а не навязанные ему учебным планом квантовую механику и радиофизику, и он потом не будет жалеть, что лучшие годы его жизни были потрачены впустую и он отстал от сверстников, которые изучали именно то, что нужно для работы в IT-science.

Под конец процитирую одного великого человека.

«В счастливый для человечества день художник решил стать врачом или инженером, математиком или финансистом. И именно он (человек с душой художника) разрушил ту мелочную, педантичную, узколобую систему образования, которая превращает страстного ученика в галерного раба. Именно он провозгласил свободу выбора предмета в зависимости от собственного удовольствия и наклонностей. Именно он пробудил тот дух, который заставляет трудиться не во имя денег, а во имя добра и во имя восторга достижения цели».

Никола Тесла


Источник: vk.com

Комментарии: