«От информационных войн к поведенческим»

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2016-06-14 13:45

Психология

«От информационных войн к поведенческим»

Кугушева А.

Со второй половины нулевых годов стали неуклонно обостряться российско-американские отношения. В решающей степени это было связано с попытками руководства России восстановить информационный суверенитет страны и постепенно начать преследовать на международной арене национальные интересы.

В переводе с древнегреческого «информация» – это сведения, сообщения.

Применительно к теме пропаганды фон Нейман предположил, что важен не только смысл сообщений, но и то, как они передаются, кодируются, какая часть информации приходит получателю точной, а какая – искажённой, а какая – вообще теряется.

В 1951 г. Дж. Кеннан, фон Нейман с коллегами впервые предложили термин «информационных войн», как особого рода пропаганды. В таких войнах, наряду со смыслом и содержанием, особый упор делается на способы передачи информации, методы её кодирования и возможности преодоления помех.

М. Маклюэн в начале 70-х гг. ХХ века: «Истинно тотальная война – это война по- средством информации. Её незаметно ведут электронные средства коммуникации - это постоянная и жестокая война, в ней участвуют буквально все».

При всей важности для США и их союзников кибервооружений вряд ли следует рассматривать их в качестве главной надежды Запада на ближайшие годы. В последнее время рядом авторов был сделан вывод, что на эту роль может претендовать поведенческое оружие и соответствующие программно-аппаратные комплексы и платформы.

Интернет – это не только среда общения, бизнес- среда и сфера развлечений. Это - огромный поведенческий архив. В Интернете никогда ничего не пропадает и всё фиксируется. Любое действие человека сохраняется в информационном пространстве.

Все сведения о любом действии, а подчас даже намерении каждого пользователя хранятся в базах данных поисковиков, социальных сетей, приложений и т.п.

Сегодня человек не может сделать шагу, чтобы не заплатить денег. С каждым днём практически во всех странах мира наличные платежи все шире вытесняются безналичным и электронными. Мониторинг и анализ денежных транзакций позволяют получать практически полную информацию о людях, превосходящую по достоверности и ценности сведения, полученные при по- мощи любых других источников. АНБ контролирует подавляющую часть межстрановых и внутристрановых финансовых транзакций. Это касается не только транзакций между финансовыми института- ми, компаниями, банками, но и между гражданами, торговыми и иными структурами. АНБ не только перехватывает информацию о транзакциях в системе SWIFT, но и негласно контролирует перечисления по основным видам кредитных и дебетовых карт. За последние пять лет, более чем в 3,5 раза увеличилась зона охвата видеокамерами различных мест, начиная от подъездов к аэропортам, заканчивая детскими спальнями. Практически во всех крупных городах основные места скопления народа видеофицированы.

Один из слонов поведенческих технологий – это высокие гуманитарные технологии, или хай хьюм. Пока мир говорит об экспоненте информационных технологий и Больших Данных, в США происходит Большой Взрыв хай хьюма. Он связан с инструментальным овладением достижениями нейронаук, социальной психологии, поведенческого знания, практического опыта рекламы и PR и т.п.

Дж.Уотсон лишь на первом этапе своей карьеры занимался наукой. Затем он переквалифицировался в рекламиста и стал одним из гуру этой отрасли. Он писал: «Для того чтобы управлять потребителем, необходимо лишь ставить перед ним фундаментальный или условный стимул, заставить его стремиться к удовольствиям или пытаться избежать неприятностей. Если это удастся, он приобретёт то, что вам надо».

Б. Скиннер в книге «По ту сторону свободы и достоинства» писал: «Поведение формируется и подкрепляется своими последствиями». При этом «научный анализ [поведения] переносит ответственность, как и вину, на внешнюю среду...». Исходя из этого, Б.Скиннер на протяжении всей карьеры разрабатывал для бизнеса, военных и правительства технологии поведения. Они состоят из «"правильного" управления средой с помощью подкрепления или неподкрепления... Не человек воздействует на мир, а мир воздействует на человека». Идеи и технологии Б.Скиннера были широко задействованы не столько корпорациями, сколько Пентагоном, разведывательным сообществом, Госдепом.

Исследования С.Милгрема, Л.Чалдини, Л.Росса и др. показали, что поведение человека в значительной степени зависит не только от стимулов, но и от ситуации, в которой он оказывается. Появилась и стала развиваться ситуативная психология, изучающая влияние ситуации на человека вне зависимости от поощрений и наказаний.

Д. Канеман и А. Тверски установили новые закономерности человеческого мышления. Выяснилось, что во многих случаях человек мыслит не рационально, логически, а под воздействием прошлого опыта, привычек, стереотипов, которые они назвали эвристиками.

К. Санстейн и Р. Талер исследовали роль подобного рода стереотипов в поведении человека. На переломе нулевых годов они убедились, что принципы Канемана- Тверски полностью действуют и в поведении. Был составлен обширный список стереотипов, которые свойственны подавляющему большинству людей, и облегчают им принятие решений. В 2008 г. они опубликовали книгу «Подталкивание: облегчение решений ради здоровья, богатства и счастья» . Книга в одночасье стала знаменитой. Причём самое пристальное внимание на неё обратила не только публика, но и элита. Буквально на следующий год после её опубликования Р. Талер стал советником Д. Камерона, а К. Санстейн – «информационным царём» Б. Обамы. Книга до сих пор не переведена на русский язык. Наиболее полное её изложение содержится в статье Р. Капелюшникова, а самое короткое – в единственном переведённом на русский язык тексте К.Санстейна «Надж. Краткое руководство».

В отчете группы К.Санстейна помимо прочего, содержалась рекомендация активнее использовать Надж не столько для решения внутренних задач США, сколько для достижения внешних целей страны. Главная из них, как известно, это сохранение и при возможности упрочение американского доминирования в мире.

Надж (подталкивание) – это квинтэссенция радикального бихевиоризма, ситуационно психологии и достижений когнитивных наук. Суть его проста – используя привычки и стереотипы, при помощи создания определенных ситуаций подтолкнуть человека или группу людей к принятию определенных решений и осуществлению на их основе определенных действий. По сути, речь идёт о новой технологии программирования и внешнего управления человеческим поведением.

Если внимательно изучить вышедшие в 2015 г. работы по Надж, то складывается впечатление, что авторы видят его предназначение в улучшении поведения людей в их собственных интересах. При этом делается упор на тезис о том, что люди сами не знают, что им надо. Соответственно интересы и потребности людей лучше осознают не они сами, а правительства. Правительства через свои ресурсы в оффлайне и онлайне должны подталкивать граждан и иностранцев к тем действиям, которые являются наиболее соответствующих их интересам так, как их видит руководство США и Великобритании. Поэтому иногда Надж называют «патерналистским либертарианством».

Если ту же мысль формулировать коротко и по-русски, то получится – «надзираемая свобода» или «формируемое поведение».

Авторы Наджа стараются подробно не расписывать созданную технологию. Они не хотят раскрывать её глубинную основу. Однако ребус разгадать не сложно.

Человек стал человеком благодаря мышлению. Однако думание в прямом смысле слова – очень энергозатратно, трудно и обременительно. Поэтому подавляющая часть людей справедливо старается как можно меньше думать и не погружаться в глубокие размышления там, где этого можно избежать. Поскольку человек – существо общественное, то биологическая необходимость была закреплена в определённых социальных формах. В качестве таких форм стали выступать привычки, формируемые на основе личного опыта, поведенческие стереотипы, которые закладываются в человека воспитанием, культурой, кругом общения. И, наконец, коллективное мнение. Все эти социальные автоматизмы дополняют биологические инстинктивные программы и экономят энергопотребление мозга.

Супернадж построен на фундаментальных принципах психофизиологии и достижениях поведенческих наук. Он предполагает внешнее управление поведением при помощи создания специальных ситуаций, когда человек будет склонен не к самостоятельному принятию решений, а к автоматическому следованию привычкам, стереотипам или мнению окружающих и врожденным инстинктам.

Чем больше автоматизма, тем меньше мышления и соответственно легче жить.

Чем меньше автоматизма, тем больше надо мыслить, тратить энергии и напрягаться. Поэтому до конца, что такое Надж, его авторы говорить не хотят и нигде не публикуют подлинных основ технологии. В конечном счёте никому не хочется быть биороботом.

Комплекс Супернаджа не направлен исключительно против России. Это то самое универсальное оружие, которое должно обеспечить американское превосходство над любой страной или их группой. С точки зрения США, это эффективное средство отстаивания национальных интересов и обеспечения национальной безопасности.

http://media.wix.com/ugd/ec9cc2_cb10c68319014a9e8df82d435ac53e9e.pdf


Источник: media.wix.com

Комментарии: