Стартапы для денег: почему в России начали расти финансовые технологии. |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2016-04-24 20:01 Мировые инвестиции в финтех-стартапы только в 2014 году выросли втрое, до $12,2 млрд, подсчитала компания Accenture. Российский рынок пока выглядит скромно: всего $38 млн в 2014 году. Но и на нем уже есть истории успеха В середине 2015 года основатели проекта PayQR Владимир Горбунов и Глеб Марков приехали на встречу к президенту и совладельцу строительной компании «Инком» Сергею Козловскому. «Мы познакомились на конференции, и Сергей Александрович пригласил нас в гости, чтобы мы объяснили, чем занимаемся», - вспоминает Горбунов. На столе Козловского лежала квитанция, и Горбунов решил, что демонстрация продукта сработает лучше любых слов. Запустив приложениеPayQR на своем смартфоне, он отсканировал напечатанный на квитанции QR-код, на экране появились реквизиты и детали платежа, осталось только нажать кнопку «оплатить». Через несколько месяцев Козловский вложил в PayQR 300 млн руб., оценив компанию в 1,5 млрд руб. «Сергей Александрович не тот человек, который просыпается и засыпает с айфоном, и он был очень впечатлен уровнем технологий. Для него это была какая-то магия: то, как из какого-то квадрата на бумажке информация попала в смартфон, то, с какой скоростью все работает. Мы почувствовали себя чемпионами мира по оплате квитанций», - говорит Горбунов. «Бесконтактные платежи перевернут финансы с ног на голову», - объясняет свой интерес к PayQR Козловский. Опрос более 100 тыс. пользователей банковских услуг, проведенный консалтинговой компанией Bain & Company в 2015 году, показывает, что у его веры в мобильные платежи есть основания: более 50% потребителей предпочтут расстаться на день с кошельком, но не с мобильным телефоном. Деньги Козловского помогли PayQR стать лидером рынка бесконтактных платежей в России и одним из самых заметных игроков среди местных стартапов, которые занимаются финансовыми технологиями. Компания была создана в 2013 году, в октябре 2014-го состоялась презентация приложения. Сейчас в партнерах у PayQR более 150 сайтов, более тысячи розничных точек - магазинов и ресторанов, среди которых «Баскин Роббинс», «Тарас Бульба», «Папа Джонс» и др. Приложение скачали 170 тыс. активных пользователей, к концу 2016 года будет миллион, надеется Горбунов. До этого он основал стартап Workle, зарабатывающий на аутсорсинге рабочей силы и привлекший $1 млн от «Сколково» и еще $3,5 млн - от Klever Internet Investments Limited. Заняться бесконтактными платежами Горбунов с партнерами решили в 2012 году. «Я смотрел на музыкальную индустрию, из которой недавно исчезли материальные носители - сначала пластинки, потом кассеты, диски», - рассказывает Горбунов. Он уверен, что то же самое происходит в платежах: «Когда-то люди расплачивались шкурками куниц, и это казалось таким же логичным решением, каким нам кажутся пластиковые карты. Но так будет только до тех пор, пока мы не привыкнем к бесконтактным платежам». Бесконтактные гиганты. До осени 2014 года о бесконтактных платежах говорили в основном IT-гики, громом среди ясного неба стала презентация платежной системы Apple Pay, работающей при помощи технологии NFC (Near field communication), вспоминает Горбунов. «Каждый день в США совершается 200 млн транзакций, для которых приходится доставать кредитные карты и проходить через старомодный процесс оплаты», - жаловался гендиректор Apple Тим Кук на презентации iPhone 6. Для оплаты с Apple Pay нужно поднести смартфон к терминалу PayPass и пройти идентификацию по отпечаткам пальцев, продолжал под овации старший вице-президент компании Apple Эдди Кью. Через год компания отчиталась, что сервисом пользуются около 12 млн человек в месяц, а в точках, где стоят терминалы, два из трех долларов тратится через них. Догнать Apple решили и другие гиганты - Google, Samsung, AliExpress, создавшие собственные решения по платежам через NFC. По данным исследования Juniper Research, в 2016 году число потребителей, совершающих NFC-платежи с помощью мобильных устройств, достигнет 148 млн. Каждый пятый POS-терминал в США уже поддерживает бесконтактную технологию. $19,1 млрд составил глобальный объем инвестиций в финтех в 2015 году, по оценке компаний KPMG и CB Insights. $10 млрд - оценка самого дорогого финтех-стартапа в мире - китайской платформы peer-to-peer кредитования Lufax. PayQR занялся бесконтактными платежами на основе сканирования QR-кодов. «QR-коды позволяют использовать телефон для оплаты любых квитанций и чеков, причем курьерам не придется возить с собой POS-терминалы. Мы уже общаемся с магазинами, которые выпускают каталоги, а купить продукты можно будет, просканировав код в журнале, любая салфетка может стать магазином», - объясняет Горбунов. Еще одно направление, которое можно захватить с помощью QR-кодов, - e-commerce. «Вместо того чтобы регистрироваться на сайте, если вы хотите что-то купить, вводить данные карточек и т.д., вы просто сканируете код с экрана, это быстрее и проще», - добавляет он. Рынок QR-платежей осваивают как стартапы вроде компании Level Up (привлекла $40 млн инвестиций, ее технологии используются в 14 тыс. торговых точек), так и гиганты. PayPal в марте 2015 года объявил о покупке аналога Level Up, сервиса Paydiant, за $280 млн. Консорциум гигантов розничной торговли США, включающий Walmart, Best Buy, Kmart, 7-Eleven и другие компании с общим оборотом свыше $1 трлн, развивает собственную систему оплаты с помощью QR-кодов - CurrentC. Революция в убыток. Главный источник заработка PayQR - агентская комиссия: стартап удерживает 2,5% от суммы платежа, но самой компании с каждой транзакции достается только 0,4-0,5%, остальные деньги уходят на оплату услуг банка-эквайера (1,8-1,9%) и перечисление средств компаниям-партнерам (0,2%). «Наш оборот сейчас прирастает нулями: в октябре речь шла о сотнях тысяч, через месяц - о миллионах, в этом месяце это будут сотни миллионов рублей», - говорит Горбунов, отказываясь называть точные цифры. По его словам, сейчас PayQR работает в убыток: «Наша задача - раскачать нашу очень инертную публику, показать, как что работает, любыми силами дать потенциальным пользователям попробовать приложение, поэтому мы делаем крупные скидки, придумываем вау-факторы, подсаживаем людей на наш продукт». Во всех розничных точках покупка, оплаченная через PayQR, обходится на 100 руб. дешевле - разницу продавцам компенсирует PayQR. Компания может выйти на окупаемость через 18 месяцев, говорит Горбунов. «Но это точка окупаемости по отношению к сегодняшним расходам и привлеченным инвестициям. Скорее всего, мы будем привлекать новые инвестиции для еще большего масштабирования бизнеса», - добавляет он. Сколько? Когда American Express заходил на российский рынок с «Русским стандартом», в 2000-е потратили около $40 млн, вспоминает он, и, чтобы научить всю страну использовать новый носитель, денег понадобится «очень много». Козловский говорит, что готов ждать, пока вложенные в PayQR деньги начнут работать: «Это долгосрочная инвестиция». Лучшие друзья банков. По данным Finovate, в апреле 2014 года в мире было 10 финтех-компаний с капитализацией $1 млрд и выше, в мае 2015 года - уже 30. По прогнозу Bain & Company, к 2020 году как минимум 30% традиционных доходов банков мигрируют в финтех-сектор или исчезнут за счет появления инновационных компаний. Российский финтех пока в зачаточном состоянии, и история PayQR скорее счастливое исключение. По подсчетам руководителя направлений Cloud, FinTech и EdTech «Сколково» Павла Новикова, в России тематикой финтеха занимается всего около 100 компаний - примерно 2% от общего числа стартапов. «Финтех-компаниям в России приходится достаточно тяжело, здесь существенно меньше возможности по получению денег и масштабированию проектов. Развитие финтеха тормозит и незрелость многих команд», - говорит руководитель блока «Электронный бизнес» Альфа-банка Владимир Урбанский. По его словам, если на Западе такие компании хотят развиваться самостоятельно и вытеснять традиционные банки, то в России им приходится вступать в партнерство с крупными игроками финансовой сферы - у них есть интерес и деньги. Летом 2014 года Альфа-банк совместно с MetaBeta и Visa запустил акселерационную программу для финтех-стартапов. Тогда же крупнейший банк страны провел один из первых финтех-хакатонов. «У нас было несколько целей: посмотреть, насколько Сбербанку удастся вовлечь профессиональное финтех-сообщество в создание решений, которые будут интересны банку, создать интерес к Сбербанку как работодателю у лучших разработчиков, дизайнеров, визионеров и посмотреть на зачатки продуктовых идей, которые можно было бы развивать», - рассказывает руководитель управления развития цифровых продуктов «Банк XXI» Сбербанка Тимур Смирнов. Лидеры банковского рынка стали гораздо чаще работать с финтех-компаниями в последние два-три года, говорит Смирнов. Работа с банками решает основные проблемы стартапов - где взять клиентов и как масштабировать бизнес. «При этом банки, готовые заплатить за услугу справедливую цену, получают готовые решения, которые можно интегрировать в свою сервисную модель», - объясняет он. Но российские команды, которые могут что-то делать на международном уровне, стремятся привлечь западных инвесторов. «Реально успешные стартапы выходят на глобальный рынок. Это как искать часы под фонарем: нужно искать там, где они упали, а не там, где есть свет», - рассказывал управляющий партнер Runa Capital Дмитрий Чихачев на форуме FinNext-2016. Покорители Европы В начале февраля гендиректор стартапа Rubbles Никита Волков выступал на финтех-конференции FinovateEurope-2016 в Лондоне. Знание истории расходов клиентов позволяет предсказывать, на что они потратят деньги в будущем, говорил он, а за счет анализа больших данных и методов машинного обучения можно перевести сырые данные о клиентских покупках на понятный простому человеку язык инсайтов - предсказанных событий из жизни клиента от «собирается пополнить баланс мобильного» до «собирается сменить машину». Обладая инсайтами, банк может предлагать клиенту нужный ему продукт в нужный момент, объяснял Волков. Созданный в начале 2014 года Rubbles уже работает с десятком крупнейших западных банков, в числе прочих их решение тестируется Barclays, HSBC, Deutsche Bank и Santander. Стартап основали три бывших сотрудника «Яндекса» - Владислав Лисицкий, отвечавший за несколько проектов в инфраструктуре поиска, Никита Блинов, занимавшийся развитием «Яндекс.Такси» и сервисов «Яндекс.Город», и Александр Фонарев, занимавшийся анализом больших данных для рекомендательных систем и машинного перевода. «Идея пришла в голову Никите, когда его банк в очередной раз прислал ему нерелевантное предложение взять кредит», - вспоминает Лисицкий. В начале 2014 года партнеры создали первую версию технологии, которая на базе истории транзакций предсказывала следующие действия клиентов банков, и почти сразу нашли первых клиентов - QIWI и Альфа-банк. «К концу 2014 года мы поняли, что хотим заниматься этим всерьез, вложили в Rubbles около $80 тыс. по старому курсу. Эти деньги отбили за полгода и по итогам 2015 года получили доход около $200 тыс. по сегодняшнему курсу», - рассказывает Лисицкий. Сейчас у Rubbles в России 15 крупных партнеров, среди которых Сбербанк и Банк Москвы. К концу 2014 года партнеры поняли, что их продукт актуален и для европейского рынка. «Разница в работе с большими данными между нашими и европейскими крупными банками не так велика, как принято считать, и проблемы у них схожи», - говорит Лисицкий. В марте 2015-го Rubbles прошел отбор в дублинский акселератор MasterCard Start Path. «Там мы три месяца общались с крупнейшими банками и немного изменили продукт: раньше предлагали консалтинговые услуги, после акселератора завернули наработки в коробочное решение и стали работать с банками в качестве вендоров. Оказалось, что такое предложение банкам намного интереснее», - объясняет Лисицкий. Rubbles готовится к выходу на американский рынок. «Выяснилось, что наш продукт интересен нескольким точкам в MasterСard Worldwide, в первую очередь программам, связанным с лояльностью», - рассказывает Лисицкий. Основатели планируют привлечь около $2 млн. «Мы ведем переговоры с инвесторами, опцион на покупку доли есть у MasterСard. Сам раунд [инвестиций] нам нужен не только ради денег, но и чтобы выглядеть более солидно для европейского и американского рынков. Нужен международный бренд за спиной, поэтому приоритет мы будем отдавать зарубежным инвесторам», - говорит он. Источник: sk.ru Комментарии: |
|