ЕСЛИ ПОНИМАТЬ, КАК РАБОТАЕТ МОЗГ, МОЖНО СДЕЛАТЬ СИСТЕМУ ОБУЧЕНИЯ ГОРАЗДО БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОЙ

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Что может дать наука образованию? - вот тот вопрос, на который пытаются дать ответ профессор Stanislas Dehaene и его команда. Парадоксально, но зачастую учителя гораздо больше знают об устройстве автомобиля, чем о том, как устроен и работает детский мозг. Однако если вы действительно хотите изменить систему образования к лучшему, вам просто необходимо понимать, как он функционирует. Если учитель будет знать, что происходит в процессе обучения с точки зрения работы мозга, если он будет понимать тонкости и нюансы, у него будет шанс сделать процесс обучения более эффективным.

Чтение с точки зрения развития мозга
Если вы не умеете читать, любой текст будет воприниматься как картинка, как нечто, написанное на незнакомом вам языке. Это будет текст, из которого вы не сможете извлечь значение, смысл.

Левое полушарие ответственно за язык и чтение
Чтение, как и любая другая визуальная стимуляция, начинается в occipital lobe - затылочной доле большого мозга. Дальше сигнал передается в область, ответственную за узнавание слова.
После этого сигнал идет по двум нейронным путям: первый отвечает за значение слова, а второй - за его произношение и артикуляцию.

То есть с точки зрения мозга процесс чтения состоит из узнавания, вычленения букв, соединения их в слово. Затем происходит подключение к системам, ответственным за произношение и значение. Области, обозначенные оранжевым и зеленым, характерны как для разговорного языка, так и для письма. Поэтому можно сказать, что чтение не является чем-то кардинально новым для ребенка.
К моменту начала обучения чтению ребенок уже имеет развитую систему распознавания изображений и развитую систему распознавания звуков, слогов и слов. Все, что осталось - это создать интерфейс, позволяющий ему переводить видимое в слышимое и понимаемое.

Как обучение грамоте меняет наш мозг?
Профессор пытался выяснить, а как именно изменяется мозг с приобретением навыков чтения и письма? В нашем мозге есть области, ответственные за процесс говорения. Есть область мозга, отвечающая за распознавание букв. Она активизируется тогда, когда человек научился читать. Кроме того, эта область не будет активна если вы будете рассматривать китайские иероглифы, например.
Однако в процессе обучения в областях мозга, ответственных за распознавание визуальной информации, происходят значительные изменения. Канал между изображением (буквой) и тем, что мы слышим, нагружается. Вы, в частности, начинаете понимать, что один и тот же звук может по-разному визуально отображаться.

Что происходило в -letter box area- до того, как мы научились читать?
Изначально область мозга, в которой будет в дальнейшем происходить распознавание букв ( место хранения графических символов [А,Б,В,Г ... Я] ), не была предназначена для чтения.
В ней происходило распознавание объектов и лиц, шла работа по визуальному определению. Теперь, когда вы учитесь читать, мозгу необходимо выделить какое-то пространство, где будут храниться объекты-буквы. Интересно, что этот процесс сопровождается своеобразным побочным эффектом: способность к распознаванию объектов временно снижается, а способность к распознаванию букв растет. Кроме того, область, отвечающая за распознавание лиц, смещается в правое полушарие.

В области мозга, ответственной за чтение, происходит своеобразная борьба за место между "буквами" и "лицами", мозг реорганизуется. Благодаря этому наблюдению мы теперь можем объяснить некоторые вещи.

Объяснесние феномена зеркального чтения и написания
Давайте попробуем с точки зрения работы мозга объяснить феномен, который вы наверняка наблюдали у своих детей. Дети часто пишут буквы зеркально, особенно в самом начале обучения. Они часто пишут справа налево и наоборот, слева направо.

Самое удивительное, что таким образом дети совершают потрясающую вещь: они переизобретают бустрофедон.

Бустрофедо±н (от др.-греч. bo-r - бык и stq]vy - поворачиваю) - способ письма, при котором направление письма чередуется в зависимости от чётности строки, то есть если первая строка пишется слева направо, то вторая - справа налево, третья - снова слева направо и т. д. Это движение напоминает движение быка с плугом на поле. При перемене направления письма буквы писались зеркально.

И это то, каким образом было организовано письмо в древней Греции, например.

На самом деле даже не зная об этом факте многие дети именно так и пишут. Однако многие современные родители считают, что это дислексия (избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению). На самом деле это не дислексия. Это наследие нашего прошлого, той способности мозга, которая есть у всех приматов.
В нас "вшит" механизм распознавания симметрии, помогающий определять, что это один и тот же человек (объект), вне зависимости от его ориентации в пространстве.

Таким образом, зеркальное написание - часть того же самого механизма, который может определить, что эти два лица на картинке - изображение одного и того же человека. Но наша задача - понять, что odil и libo - это два разных слова, по крайней мере два потенциально разных слова. Поэтому для успешного обучения чтению и письму мы должны -разучиться- распознавать симметрию в отношении букв.

Несколько слов о цельнословном чтении
Существуют разные мнения относительно того, как нам учить человека чтению и письму. Следует ли обучать цельнословному чтению или лучше учить читать побуквенно? Мы, наивные взрослые, полагаем, что читаем словами.

Это не так. Мы просто забыли, не можем себе вообразить насколько сложен процесс чтения. Но если посмотреть на процессы, происходящие в вашем мозге, можно увидеть, что ваш мозг до сих пор пользуется системой распознавания каждой буквы в отдельности.

Итак, взрослый мозг не читает слова целиком. Он все еще оперирует буквами. Просто процесс распознавания букв в слове происходит тотчас же (или, говоря другими словами, происходит одновременно, параллельно). У детей процесс чтения протекает более медленно. Мозг ребенка последовательно распознает букву за буквой.
Обучение цельнословному чтению занимает больше времени и тренирует "неправильные" области правого полушария. И последнее, цельнословное чтение - это миф.

Нейронаука, безусловно, может помочь образованю

Чтение во всех культурах опирается на один и тот же механизм работы мозга. Для чтения необходимо, чтобы визуальная система изменилась: она должна распознавать буквы и уметь связывать их со звуками. Процесс прохождения по нейронному пути "визуальный образ слова - его значение" занимает со временем все меньше и меньше времени.

Комментарии: