"Человек" как концепция: краткая история одной самоидентификации |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2016-03-16 17:44 Как замечает Фуко в своем интервью с Аленом Бадью, -в XVII-XVIII вв. работы, посвященные природе человека, скорее исследовали вопрос вечности и связь человека с вечностью <-> и с этой точки зрения для меня философия никогда по-настоящему не исследовала вопрос о природе человека <-> с Кантом происходит пересмотр этой позиции-. Потому обратимся к исследованию Канта, родоначальнику философской антропологии: в письме к К.Ф. Штойдлину (4 мая 1793) Кант выстраивает свою знаменитую схему вопросов и наук, ставшую неким шаблоном для последующей философии: он ставит перед собой и философией 3 вопроса: что я могу знать?, что я должен делать?, на что я смею надеяться? - соотносимых с тремя областями: метафизика, мораль и религия, соответственно. Ответы на эти вопросы, суммируясь, должны были, по его мнению, ответить на главный вопрос философии - что такое человек? Напрямую же этим вопросом должна была заниматься антропология. Однако, на этом поприще Канта ждала неудача, что следует из простого факта: ни у науки, ни у философии по-прежнему нет точного определения человека. Мы считаем, что причина этого фиаско заключается в неверной посылке, которая находится в основании всей этой структуры. Эта предпосылка, сформулированная в тезисном виде, могла бы выглядеть так: -я=человек-. Но что же в ней неверного? Для того, чтобы расследовать этот вопрос, вернемся к Фуко и его знаменитой работе -Слова и вещи-, к главе -Антропологический сон-: -Человек - это недавнее создание, которое творец всякого знания изготовил собственными руками не более 200 лет назад-. Для древнего грека важнее было быть гражданином, а не человеком. Это разделение сохранится даже во времена просвещения и возникновения идеи прав человека и гражданина (XVII-XVIII вв). Даже у Канта Энрике Дассел находит отголоски этого разделения на цивилизованных и варваров: -Ответ Канта на вопрос -что такое просвещение?- предполагает, что коренное население не в силах само преодолеть стадию -недоразвитости- и только европейцы способны быть самостоятельными и принимать решения за себя- (не составит труда найти те фрагменты из Канта, где тот пишет, что -расе- индейцев не достает мотивации к обучению или что негритянской расе присуща праздность и лень (уже в наше время подобные разговоры опознаются исключительно как расистские))[Робер Файн -Космополитизм эпохи просвещения: западный или всемирный-]. Более того, -личности- как главного атрибута человека у древних греков не существовало даже как концепции (существуют исследования, обращающие внимание на тот факт, что так называемый -внутренний монолог- расценивался греком как голос бога в его голове (к примеру, "Даймон" Сократа)). Личность возникает лишь вместе с римским правом. В свою очередь, -человек- как концепция возникает лишь в XIV веке трудами Петрарки (в частности, поэма -Африка-, ознаменовавшая начало эпохи возрождения). Но в те времена, как было замечено выше, вопрос о сущности человека еще не ставился. Концепция человека компрометировала себя на всем протяжении истории. Под категорию человека изначально не попадали женщины, дети, не-европейцы. Этот список можно было бы продолжить, чтобы увидеть, что, так или иначе, -не-людьми- могли оказаться глухие (постольку поскольку -человек -существо говорящее-), безумные (ибо -человек разумен-) и, в конечном итоге, даже инвалиды (не только потому, что -человек - существо трудящееся-, но так же и потому, что -человек существо двуногое, прямоходящее-). И даже несмотря на все попытки расширить определение, концепция -человека- скомпрометировала себя -в последний раз-, став причиной Катастрофы, как это событие именуется внутри еврейской общины, или Холокостом. Как следствие этого, стало очевидно, что -человек- - лишь возможность спекуляций во имя гордыни и самолюбия. В конечном итоге, это вылилось в постмодернистскую концепцию -смерти человека-. Но, как известно нам из Гегеля, после всякого движения идет его отрицание, в эпоху постпостмодерна задачу деконструировать, обновить и очистить концепцию "человека" взвалил на себя русский философ археоавангардист Федор Иванович Гиренок. -Совпадение постинтеллектуализма и дословности составляет смысл поисков археоавангарда современной философии, требующего нового прочтения смыслов языка, сознания, эмоций, знаков, т.е. требуя новой несубъектной конфигурации человека. ("Абсурд и речь" 7стр)». Обратимся к тому, как это делает Гиренок: тезис, который вводит он как предпосылку звучит примерно так: «человек - это тайна». Вооруженный и анализирующий глаз сразу почувствует, что речь идет об изначально идеологическом жесте. Впрочем, этого Гиренок и не скрывает, утверждая, что "Человек - это скорее утопия". ("Фигуры и складки" 24 стр). Другим шагом концепция "человек" отрывается от каких бы то ни было «естественных причин» - "Человек не имеет иной причины своего происхождения, иного начала, кроме самого себя". ("Абсурд и речь" 8 стр). В конечном итоге, для Гиренка человек - это результат перманентной практики и работы над собой. Вернемся же теперь к той кантовской предпосылке, ошибочность которой мы здесь исследовали: исходя из вышесказанного, становится понятно, что тот, кто может сказать о себе «я», "человеком" с необходимостью являться не будет. Следовательно, лишившись основания, рушится вся иерархия наук и вопросов, сотворенная Кантом. Больше нет самого главного вопроса. Так же, как нет главенствующей науки. В связи с этим мы предлагаем ввести деление наук по типу функционирования: 1) науки о живом существе вообще (мы не станем сейчас останавливаться на этом вопросе и лишь вскользь заметим, что цена, которую платит Гиренок, чтобы «человек» еще был - это зоофашизм, отрыв человека от прочих животных, собранных под категорию "звери", которым Гиренок отказывает даже в сознании (хоть и известно, что становление, к примеру, собакой - это результат особой практики и воспитания: собака, воспитанная кошками, будет вести себя как кошка; так же, как обезьяна из знаменитого эксперимента с фотографиями, будет причислять себя к людям, будучи ими воспитанной)); 2) частные науки, чей предмет может быть каким угодно (порождая другие типы идентичностей, отличные от «человека», такие как «физик», «биолог» или даже «трансгуманист»); 3) философия как машина производства новых частных наук. В свою очередь, и спектр возможных самоидентификаций расширяется вплоть до бесконечности. Помимо «человека», теперь есть и другие варианты: «сверхчеловек», «тело без органов», «я», «складка материи», «постчеловек»... Ныне можно даже стать родоначальником нового вида, как то сделали человек-кот, человек-леопард и зомби бой. А, следовательно, и вопросов давно уже не три или четыре, но каждый вправе сам решать, какие вопросы являются самыми главными в его жизни. И потому наш ответ на вопрос «кто и что есть новый человек?» - будет отвержение самого этого вопроса, как устаревшего, узкого и давно решенного последним философом просвещения и гуманизма Федором Ивановичем Гиренком P.S. Роберт Файн "Космополитизм эпохи Просвещения: Западный или Всемирный?" -http://magazines.russ.ru/nlo/2011/110/fa18.html Интервью Мишеля Фуко - http://theoryandpractice.ru/posts/5556-cheloveka-na-samom-dele-ne-sushchestvuet-mishel-fuko-o-tom-chto-takoe-psikhologiya Источник: theoryandpractice.ru Комментарии: |
|