Почему обучение «по старинке» больше не будет работать

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Почему обучение «по старинке» больше не будет работать

Соображения А. М. Кондакова о зависимости образования от печатного станка на прошлом этапе и от цифровых технологий сегодня заставили меня в очередной раз расширить тезаурус смыслов образования.

Среди признаков нового образования называются разнообразие, широкий выбор образовательных стратегий и инструментов, пожизненный процесс вместо традиционного «подготовительного этапа» в детстве. Сами по себе эти признаки не дают достаточного повода для кардинального переосмысления его значения. Но, надеюсь, у многих всё же возникло ощущение, что значимость образования как социального явления изменилась.

обучение «по старинке» не будет работать

Нужно словесно и рельефно выразить такие произошедшие и происходящие изменения.

Обучение vs образование

Люди всегда познавали мир на протяжении своей жизни, на разных этапах переосмысливая свои представления. У кого-то это проявлялось на бытовом уровне в виде жизненной мудрости, кто-то оформлял их в виде произведений искусства или философских текстов. Это было чем-то подспудным, происходящим в процессе текущей деятельности и не имело особого названия. Образование как процесс подразумевало обучение, а обучение было краткосрочной подготовкой к профессиональной деятельности.

По мере роста объёмов информации для успешной профессиональной деятельности и охвата ею всего населения, образование превратилось в новую сферу профессиональной деятельности. Сегодня не осталось видов деятельности, которая не требовала бы обширных познаний. Более того, объём базовых знаний и навыков неуклонно растёт, а срок освоения специальных знаний так же неуклонно падает.

Неспособность осваивать растущие взрывным образом информационные потоки приводит к манипуляциям массовым сознанием, злоупотреблениям наукообразной риторикой мошенниками, и, как минимум, к недобросовестной рекламе.

То, что раньше было спонтанным проявлением бытового сознания или осознанным хобби отдельных интеллектуалов, сегодня становится необходимостью каждодневной интеллектуальной гигиены. И государство должно быть заинтересованно в эффективности и продуктивности этой гигиены.

Значит, оно должно пересмотреть всю систему образования, осознав необходимость разрушения возрастных границ и единообразных устаревших шаблонов. Общество должно само себя постоянно преобразовывать с максимальной эффективностью для каждого — а, значит, и для всех.

Обучение — это когда один обучает другого, причём это возможно только тогда, когда другой сам желает обучиться. Такая форма образования становится лишь одной из возможных.

Традиционная схема насильственного обучения и раньше была низкоэффективной, но существовала относительно успешно, пока обучение играло роль социального лифта. Чем менее обучение влияет на изменение социального статуса, тем менее эффективно насильственное обучение.

Разговоры о мотивации раньше носили теоретический характер, и многие педагоги до сих пор не умеют с ней работать, ностальгируя по классической школе. Нужно понять, что возврата к ней нет — нет больше мотивации к обучению по старинке.

Сегодня важно понимать, что образование — личностный процесс, эффективность которого влияет на эффективность всего общества. То, что раньше могло медленно и неторопливо развивать общество на основе инициатив некоторых наиболее интеллектуально развитых персон, сегодня становится повседневным и всеохватным. Это не значит, что каждый сегодня должен стать великим мыслителем. Это значит, что каждый на своём месте и в меру своих способностей должен иметь условия и стимулы для постоянного развития. Это и есть настоящее образование, которое нельзя больше путать с обучением.

Новая ситуация vs старые модели

Представление о мире мы формируем, создавая модели. Имея модель, мы можем предсказывать и объяснять поведение мира. Несовершенство моделей, приводящее к нестыковке прогноза и реального поведения мира, является поводом для их совершенствования.

Чтобы модель построить, нам приходится комбинировать известные элементы. Набор элементов и способы их комбинирования — это и есть содержание образования, которое формирует наше мышление. Проецируя утверждение нейрофизиологов на образовательную плоскость, наш мир — это наше мышление.

Совершенствуя мышление, мы совершенствуем свой мир, понимая под миром не нечто внешнее, а себя как активную мыслящую часть чего-то целого.

Образование — совершенствование мышления. Информационные технологии (необязательно цифровые!) — способ манипулирования моделями, средство мышления.

Сознательный отказ от освоения новых информационных технологий сужает инструментарий мышления и возможности совершенствования мира.

Поэтому любые попытки оправдать отказ от новых технологий деструктивны. У любых технологий есть свои преимущества и ограничения, которые нужно осваивать для эффективного и продуктивного применения.

Нет нового мира без нового образования. Каждый, помимо собственной воли, занимается своим образованием более или менее успешно, более или менее эффективно.

Государственная система образования — это система мер по формированию условий для образования каждого, а не только банк учебных курсов, утверждённых и сертифицированных особо отличившимися в чём-то персоналиями из утверждённых и сертифицированных учреждений.

Закрываемся от новых моделей — упускаем новые возможности.

Чем сложнее и разнообразнее задачи, тем сложнее и разнообразнее должна быть система. Система — это не только обучающиеся, родители, работодатели, курсы и организации, но и правила их отношений. Не может новая ситуация разрешаться старыми моделями: это противоречит принципу нарастания сложности управления по мере роста организованности и сложности мира.

Современные проблемы — это признак затянувшегося противоречия между старой системой образования и новыми потребностями общества.

Радует только то, что это противоречие сейчас пытаются решить во всем мире. Кто раньше найдет решение — тот и окажется впереди. Успех этих поисков зависит от глубины понимания масштабов и сложности задач.

Автор: Михаил Кушнир

; С заботой о Вас,


Источник: econet.ru

Комментарии: