«Случайность – это непознанная необходимость»

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Часто случайностью называют то явление, причину которого мы либо не знаем, либо не можем его предсказать из-за недостатка вычислительных мощностей. Все бы хорошо, но такое понимание противоречит большинству современных представлений о квантовой физике: согласно им, квантовая механика является недетерминированной, поскольку она не может с полной уверенностью предсказать каждый конкретный результат измерения (не из-за того, что недостаточно знаний, а из-за того, что это априори невозможно). Предсказания здесь возможны только статистические: что и как произойдёт в среднем. Другими словами, объективные закономерности (необходимости) тут существуют, но они действуют вероятностно, подразумевая в себе объективную случайность.

Конечно, существуют теории «скрытых переменных» о существовании более глубокого уровня реальности, познание которого могло бы дать возможность с уверенностью предсказывать результаты измерений квантового мира, что опровергает существование объективной случайности. Но такие концепции не признаются большинством исследователей, так как считается, что они несовместимы с произведенными экспериментами и наблюдениями.

Естественно, могут возразить, что это «буржуазная наука» и «физики не знают диалектику», но и в советском диамате существовал целый спектр мнений, подходов и интерпретаций проблемы «случайного и необходимого» (и это не только деборинцы и философские дискуссии 20-30-х годов). Какая из этих многих позиций та самая диалектика, которую не знают современные физики?

А во-вторых, подход с выведением одной парной категории (случайность) через другую (необходимость) метафизичен, а не диалектичен. Чем это отличается от классических «Добро - от Бога, Зло - от Дьявола" или «Бытие - есть, Небытия – нет»?

Что предлагаю я? Лично мне очень понравился вариант из 4 главы первого тома «Материалистической Диалектики» Константинова-Морахова, где случайность и необходимость выводились из категорий возможности и действительности.

Возможность - это потенциальная действительность (например, жёлудь - это возможность дуба), действительность же – это существующее нечто как реализация некоторой возможности.

У некоторых вещей есть только одна возможность (например, всю люди умрут). В таком случае, это - Необходимость.

У других же вещей есть несколько возможностей (например, количество горошин в стручке), из которых действительностью станет только одна. В данном случае, это - Случайность. И её можно предсказать только вероятностно, статистически, как в случае с квантовыми флуктуациями.

Но необходимость и случайность нужно рассматривать во взаимосвязи, объективно не существует ни чистых необходимостей, ни чистых случайностей: так, необходимость пробивает себе путь через массу случайностей, а случайность обусловлена необходимостью.

На этом основании можно сказать, что и человеческое сознание объективно вносит в развитие мира случайность (но всё же обусловленную объективными условиями), которую невозможно предсказать в каждом конкретном случае. И это ещё сильнее проявится при коммунистической общественно-экономической формации, в которой люди начнут господствовать над объективными законами развития общества (уточню: господство над ними не тождественно их полному исчезновению).

P.S. Хочу выразить благодарность за помощь в написании этой заметки группе ВК «Диалектика по-нейросетиански» и кандидату физико-математических наук в области квантовой физики Дмитрию Царёву.


Источник: vk.com

Комментарии: