Что такое магическое мышление?

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2023-03-12 18:26

Работа разума

У людей, переживших травму, часто развивается магическое мышление. Магическое мышление – уверенность человека в том, что идеи, мысли, действия, слова влияют на события в окружающем мире. Магическое мышление проявляется как симптом (навязчивые страхи, фобии). Оно присутствует в структуре обсессивно-компульсивного расстройства, характеризующегося постоянными навязчивыми мыслями и компульсивным поведением, связанным с суевериями, чтобы предотвратить негативные последствия. Люди с магическим мышлением часто имеют навязчивые идеи о том, что они будут нести личную ответственность за что-то ужасное, если не выполнят определенные действия.

Беспокойство человека может быть конкретным (например, если я не застелю кровать, супруг обязательно попадет в автомобильную аварию). Либо тревога может быть неопределенной (например, если я не буду включать и выключать телефон по три раза каждый день, с мамой случится что-то плохое).

Часто нет связи между тем, чего боится человек, и действиями, которые он предпринимает. Даже если индивид логически понимает абсурдность страха и ритуалов, боязнь причинить вред себе или другому человеку настолько велика, что он будет участвовать в компульсиях просто для уверенности (например, я включаю телефон и отключаю три раза на всякий случай).

Принуждение к магическому мышлению может начаться с малого, но со временем увеличивается, как снежный ком. В серьезных случаях обсессии и компульсии препятствуют нормальному функционированию в повседневной жизни. Эти ритуалы занимают невероятно много времени. Они побуждают человека избегать ситуаций, мест, людей из-за неверных установок. Магическое мышление обостряется, когда происходит негативное событие или что-то идет не так в жизни.

Например, магическое мышление может убедить человека в том, что он провалил экзамен из-за того, что не заточил 10 карандашей перед тестом. Больной рассуждает: «Именно поэтому я провожу ритуал. Я делал это каждый раз и ни разу не провалил тесты. Один раз я этого не сделал, я потерпел неудачу. Как еще я должен понимать эту связь?».

Люди с магическим мышлением могут считать до конкретного числа в уме, повторять одинаковые фразы определенное количество раз, чтобы защититься от потенциального вреда. Некоторые выполняют ритуалы в определенное время дня или при конкретных обстоятельствах.

Например, человек поднимает и кладет предмет определенным образом, чтобы предотвратить неудачу. Он считает до пяти, прежде чем поднимать трубку, когда кто-то звонит, чтобы убедиться, что разговор пройдет нормально. Он молится за конкретного человека в 16:44. ежедневно. Другие люди с магическим мышлением стараются избегать «опасных» чисел, цветов, слов, мест, предметов. Например, они сознательно не смотрят на часы между 15:15. и 15:45 чтобы они не рисковать увидеть, что сейчас 15:33.

Они также обращаются к надежным людям, чтобы дискредитировать ритуалы. Например, они спрашивают: «Как вы думаете, случится ли что-то плохое, если я не напишу вам перед вылетом?» Хотя они испытают временное облегчение от ответа, это лишь вопрос времени, когда их магическое мышление снова запустится с новыми навязчивыми мыслями и ритуалами.

Лучшим курсом лечения людей с магическим мышлением является гипнотерапия. Идея заключается в том, что повторяющееся воздействие навязчивых мыслей без выполнения ритуальных действий – эффективный способ помощи. Когда человек постоянно выполняет навязчивое действие, это усиливает потребность в проведении ритуалов. С другой стороны, когда ему не позволяется участвовать в компульсиях, он учит себя новому способу реагирования. Гипнотерапевт на подсознательном уровне закладывает новые варианты ответа на магические мысли, что уменьшает беспокойство.

В рамках гипнотерапии пациент отслеживает навязчивые идеи и компульсии, чтобы выяснить, насколько тревожна каждая мысль. Клиент будет постепенно попадать во все пугающие ситуации. Последовательность работ тщательно планируется гипнологом. Чтобы лечение было эффективным, необходимо постепенно приближаться к цели, а не двигаться слишком быстро, полностью перегрузив психические ресурсы.

Что такое диссоциация?

Диссоциация – это и признак фобии, и одновременно техники гипнотизации. По сути, гипноз – это лишь способ управляемо расщепить личность

Гипнотические реакции приписывают двум механизмам, которые характеризуются как диссоциативные. В теории неодиссоциации Хилгарда (1986) предполагается, что реакции человека в гипнозе связаны с разделением сознания на два или более одновременных потока. Эти потоки разделены амнезическим барьером, который предотвращает доступ к исполнительным функциям, связанным с мониторингом и контролем.

В теории диссоциированного контроля Бауэрса (1992) предполагается, что гипнотические индукции ослабляют контроль поведенческих схем, тем самым позволяя напрямую активировать желаемое поведение с помощью внушений. Это гипотеза применяет модель исполнительного контроля Нормана и Шеллиса для объяснения гипнотического ответа. Когда люди загипнотизированы, два уровня сознания перестают работать вместе. В гипнозе частично отключается система управления более высокого уровня. Поэтому человек более зависит от автоматических процессов. Контексные подсказки и воздействие со стороны гипнотизера определяют личный опыт испытуемого.

Спанос выдвинул гипотезу, что поведение и переживания в гипнозе, разыгрываются в соответствии с социальным контекстом, ожиданиями, обстановкой, хотя иногда они воспринимаются как непроизвольные. Он продемонстрировал в более чем 250 экспериментальных исследованиях, что гипнотические действия зависят от условий, в которых они происходят, а также от когнитивной интерпретации, проведенной загипнотизированным субъектом. Спанос возражал против веры Хилгарда в то, что гипноз – это измененное, особое или диссоциированное состояние сознания. Он утверждал, что многие действия, выполняемые под гипнозом, можно объяснить, используя социально-психологические и когнитивные гипотезы (Spanos, 1996).

Автор говорил, что есть две причины, по которым люди неверно истолковывают свое состояние сознания как гипноз. Одна из них заключается в том, что они считают, что их поведение вызвано внешним источником, а не их личностью. Второй аспект связан со способом проведения гипнотических ритуалов. Гипнолог говорит определенные вещи, которые сначала интерпретируются как произвольные, а затем в ходе процедуры как непроизвольные. Например, «расслабьте мышцы ног», а затем «ноги кажутся мягкими и тяжелыми».

Спанос показал, что гипнотизер задает человеку два связанных запроса. Первый прямо просит субъекта что-то сделать. Второй – чтобы субъект сделал вывод о том, что запрос является непроизвольным. Некоторые участники гипноза следуют первому запросу и понимают, что выполняют задание добровольно. Другие не отвечают инструкциям вообще. Третьи следуют обоим просьбам, поэтому считаются «великими» подопытными.

Спанос подтвердил экспериментальным путем, что люди контролируют свои гипнотические переживания, ведя себя так, как, по их мнению, они должны действовать во время гипноза. Одно исследование включало оценку обезболивающего эффекта. Эксперимент проводился на двух группах людей. Единственная разница между группами заключалась в том, что одной группе сказали, что они будут загипнотизированы. Каждого введенного в гипноз участника просили опустить руку в ведро со льдом и подержать ее там как можно дольше. После этого их попросили оценить ощущаемую боль. У участников, знавших о применении гипноза, была гораздо более низкая чувствительность к боли, чем у тех, кто не был предупрежден о введении в транс. Спанос утверждал, что это произошло из-за того, что первые испытуемые хотели, чтобы их рассматривали как «великих» субъектов для гипноза. Эти открытия подтверждают идею, что гипнотического состояния вообще не существует. Поведение, демонстрируемое людьми, на самом деле обусловлено их мотивацией.

Как проходит гипнотерапия

Профессиональные гипнологи на протяжении всего сеанса работают над «стабилизацией» клиента, наращивая ресурсы и устойчивость, чтобы оптимизировать свое участие и убедиться, что лица готовы к терапии. Когда состояние пациента стабилизируется, следующим этапом является проведение лечения. Завершающие мероприятия призваны поддержать и закрепить новые способы реагирования, предотвратить возвращение к прежнему поведению, предупредить нефункциональные ответы.

Один из первых подходов, используемых после установления транса – усиление расслабления клиента. Это часто достигается либо прямым предложением человеку расслабиться, либо созданием воображаемого «безопасного места» или «любимой зоны отдыха». Хотя расслабление не является необходимым для гипнотерапии (на самом деле, оно обычно не используется в некоторых точках приложения, например, в спорте), когда оно применяется в качестве начального подхода, оно помогает клиенту вовлечься в процесс, способствует позитивным ощущениям. Релаксация дает благоприятную отправную точку для дальнейшего проведения гипнотерапии.

Гипнотические внушения

На протяжении сеанса гипнотерапевт часто использует «прямые» и «косвенные» внушения, чтобы вызвать изменения. Прямые внушения более убедительны и ясны, например, «отпусти напряжение сейчас». Они подходят для человека, который ценит твердый, четкий подход.

Косвенные выражения более мягкие. Они создают иллюзию выбора, например, «Интересно, расслабляется ли сейчас ваше правое плечо глубже, чем левое». Непрямые предложения хорошо работают с теми клиентами, которые предпочитают «разрешительные» инструкции. Они подходят тем, кому не нравится делать, что им говорят, кто хочет быть активным, желает участвовать в совместной терапии.

Многие гипнотерапевты используют как прямые, так и косвенные внушения. Метод воздействия избирается в зависимости от существующего «локуса контроля» у клиента. Это шкала личностных качеств, которая определяет степень, в которой человек считает, что он контролирует свою жизнь.

Человек с внешним локусом контроля думает, что все происходит «по прихоти судьбы». Он не берет на себя ответственности за собственное здоровье. Индивид с крайним внутренним локусом контроля считает себя ответственным за события, которые в действительности находятся вне их контроля. Для успешного терапевтического взаимодействия требуется «сбалансированный» локус контроля клиента, когда человек принимает на себя соответствующую ответственность за процесс лечения.

К локусу контроля можно обратиться с помощью «усиления эго». Укрепление эго в процессе гипнотерапии может не только усилить и уравновесить локус контроля клиента, но и положительно сказаться на самооценке, уверенности в себе, самосознании. Это расширяет возможности терапии, развивая внутренние ресурсы, повышая устойчивость к стрессам. Это помогает облегчить терапевтический процесс, приводит к более заметным и длительным изменениям. Подходы, укрепляющие эго, могут быть прямыми или косвенными – метафорическими.

«Метафорическая» работа (аспект «эриксоновской гипнотерапии») эффективна в условиях гипноза. Люди часто используют метафоры в повседневном языке, такие как «воспоминания о событии были туманными». Помимо простых фраз, мы также знакомы с метафорическими историями. В детстве нам рассказывают истории, например, перед сном. Эти рассказы обычно имеют смысл, который мы усваиваем, даже не прилагая усилий.

Когда рассказывают историю, мы расслабляемся и забываем, что вовлечены в терапевтический процесс. Таким образом, меньше вероятность раскритиковать терапию или отказаться от нее. Терапевтические метафоры косвенно идентифицируют проблему, проводя параллели. Они исследуют то, что было опробовано ранее, а затем предлагают альтернативный способ ответа на проблему, разъясняя, какие преимущества может иметь новый подход.

Например, для клиента, которому полезно взглянуть на работу или образ жизни в поисках источника проблемы, метафорой может быть: «У одного из клиентов недавно были боли в плечах (проблема). Он регулярно делал массаж, делал больше упражнений и даже сменил матрас, но ему ничего не помогло (попытка решения). Потом он однажды заметил, что его поза, когда он использовал ноутбук, была довольно сгорбленной. Поэтому он изменил свою позу, стал ровнее сидеть во время работы (возможное решение). С тех пор он чувствовал себя комфортнее, был в лучшем настроении (преимущества)».

Терапевтические метафоры можно использовать в повседневном разговоре. Каждый человек извлечет из них свой собственный смысл. Некоторыми они воспринимаются буквально, заставляя думать о своей позе. Других людей они мотивируют рассмотреть вещи с другой точки зрения, что влияет на восприятие существующих обстоятельств.


Источник: vk.com

Комментарии: