В чем проявляется животный эгоизм? |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2023-09-28 12:19 Большинство животных удовлетворяет только свои потребности, не только не считаясь со стремлениями других животных, но и нередко лишая последних возможности их удовлетворить. По самой своей природе, по самой своей сущности живые организмы являются эгоистами, а в отношениях между большинством животных безраздельно царит животный эгоизм, то есть стремление удовлетворять прежде всего свои потребности. Но не нужно думать, будто речь здесь идёт о каких-либо врожденных стремлениях к эгоистичному поведению: животные ведут себя таким образом не потому, что они им наплевать на окружающих, а потому, что они не могут постоянно и полноценно учитывать интересы других животных из-за низкого уровня развития их сознательности и познавательных способностей. То есть, животный эгоизм – это не какой-то врожденный стимул или механизм, а следствие господства инстинктов над поведением, что бы ни говорили социал-дарвинисты. Однако, в социумах животных наблюдается склонность сородичей делиться друг с другом, так или иначе оказывать взаимную помощь и лечение, ухаживать за недееспособными членами стаи или стада и т.д. Казалось бы, это опровергает существование животного эгоизма в подобных случаях. Однако, во многих случаях такое поведение является проявлением инстинктов, безусловных рефлексов и прочих врожденных механизмов, следствием механически выполняемых культурных традиций и условных рефлексов, а не результатом сознательного пожертвования собственными потребностями. Случай же, когда животное помогает сородичу по своему разумному решению, возможен только, если у него остались лишние силы после удовлетворения всех собственных потребностей. У животных, в объединениях которых имеется система иерархии и доминирования, имеется также инстинкт подчинения, который предназначен для подавления животного эгоизма у более слабых и низких в иерархии особей. Например, когда два шимпанзе, примерно равные по силам, оказываются вместе, то между ними сразу же начинается борьба: сначала они просто угрожают друг другу, если же этого оказывается недостаточно для установления иерархии, то начинается драка, от исхода которой зависят будущие отношения между обезьянами: победитель первым будет есть, пить и т.д., а у побежденного инстинкт подчинения будет подавлять все остальные инстинкты до тех пор, пока доминатор не удовлетворит свои потребности. Малейшее проявление неудовольствия со стороны победителя является стимулом инстинкта подчинения и обычно сразу подавляет все стремления побежденного к удовлетворению своих потребностей [1]. Интересно, что в конфликтах за место в системе иерархии и доминирования процент смертей не сильно высокий [2], бой чаще всего заканчивается до того момента, как кто-то помрёт: то есть, животные не склонны убивать своих сородичей, даже если они - их соперники. Вроде бы, существование животного эгоизма снова опровергается, ведь выгоднее убить соперника, чтобы предотвратить будущие угрозы и конкуренцию, а также забрать всю его территорию и т.д., значит зверь сознательно проявляет милосердие. Однако, во-первых, обычные животные не могут так комплексно и долгосрочно планировать, а во-вторых, это явление объясняется существованием эволюционно выработанного врожденного механизма ингибирования насилия, который ингибирует (сдерживает) внутривидовую агрессию, предотвращая причинение слишком серьезного вреда или убийства в конфликте между представителями одного вида [3]. Тем не менее, у приматов процент конфликтов, приводящих к смерти, достигает 2,5%, что в примерно 8 раз выше, чем среднее значение для млекопитающих (0,3%) [2]. Причем, у современных диких обезьян обычно лишь часть холостяков входит в состав общего стада, а остальные либо образуют однополые стада, либо ведут одиночный образ жизни. Для предков человека же, у которых в период 4,2 - 3,4 млн. лет назад основными инструментами для приспособления к окружающей среде стали социум, интеллект, труд и орудийная деятельность, одиночный образ жизни оказался невозможен, ведь предлюди выживали только благодаря прочным и постоянным социальным группам, занимающимся коллективными охотой и обороной. Поэтому социальное напряжение в стадах предков человека было еще выше, чем в стадах других обезьян, ведь большее количество неудовлетворенных холостяков находилось в одной группе с особями более высокой иерархии и конфликтовало с ними за владение самками в периоды эструса (течки). Также, продолжительность жизни у самок предлюдей была меньше, чем у самцов, что было вызвано осложнениями во время беременности и родов, связанными с ещё незавершившимися перестройкой организма и переходом к прямохождению. Поэтому, в течение довольно длительного периода число взрослых самцов довольно значительно превышало число взрослых самок в социумах предков человека, что еще больше усиливало конкуренцию за самок. Два этих фактора делали попытки со стороны холостяков изменить свое положение в системе доминирования гораздо более частыми, чем в стадах обычных обезьян, что приводило к неустойчивости иерархии. Однако, драки эти были не только более частыми, но и носили более жестокий характер: если у обычных обезьян есть только руки, ноги и зубы, то предлюди были хищниками, убивавшими довольно крупных животных орудиями из дерева, костей, камня и т.д. Эти же орудия пускались в ход и в драках между сородичами, что приводило к серьезным ранениям и нередким смертельным исходам. Смерти и ранения членов стада неизбежно влекли за собой новые драки, ибо из-за них нарушалась старая система доминирования, сложившаяся в объединении, а эти драки, в свою очередь, также могли приводить к смертельным исходам, что закладывало основу для новых столкновений. Мнения о том, что во время конфликтов, возникавших в стадах австралопитеков на почве соперничества между самцами за место в системе иерархии и доминирования, широко применялись орудия труда, придерживается ряд ученых [4]. Таким образом, животный эгоизм у предлюдей достиг своего наивысшего развития и подрывал сам себя, все больше становясь угрозой самому существованию предлюдей. Однако, с помощью трудового сознания предки человека на практике все больше осознавали, что иерархическая система опасна для всех членов стада, угрожает им всем гибелью, поэтому они постепенно начинали подавлять собственный животный эгоизм и коллективно усмирять тех сородичей, что продолжали попытки выстроить иерархию. Палеоантропологи широко утверждают, что сопротивление системе доминирования было одним из ключевых факторов, движущим эволюцию сознания, языка, родства и социальной организации [5][6][7]. С разложением системы иерархии и доминирования в период 2,8 – 2,5 млн. лет назад количество конфликтов значительно уменьшилось, но и в первобытном человеческом стаде, особенно на ранних этапах его развития, смертельные конфликты продолжали иметь место быть, так как еще не была окончательно преодолена основная причина их возникновения – животный эгоизм. Развитие производства в период становления человеческого общества требовало такого объединения предлюдей, в котором поведение его членов в первую очередь определяется коллективными потребностями социума, а не их животным эгоизмом, что было невозможно без развития у предков человека способности волей подавлять свои инстинкты, что предполагало некоторую перестройку структуры их мозга. Процесс постепенного подавления животного эгоизма продолжался весь периода существования первобытного человеческого стада (2,8 млн. – 40/30 тыс. лет назад). Началось ограничение животного эгоизма с образования коллективной воли – формы общественного сознания, - отражавшей в правилах и нормах морали интересы всего социума, основанные на производственных, экономических потребностях, и формировавшей правила и нормы морали и чувства долга и совести. Первой социальной нормой был запрет отстранять сородичей от пищи, в особенности от общей охотничьей добычи. В случае же, если инстинкты и прочие индивидуальные интересы предчеловека вступали в противоречие с коллективной волей, социум требовал от него - сначала по-хорошему, а потом и по-плохому, - чтобы он поступился своими узколичными интересами ради интересов группы, чем и подавлялся животный эгоизм. Уменьшение количества случаев насильственных смертей, произошедшее с переходом от ранних предлюдей к поздним, можно объяснить, лишь допустив, что с этим переходом был связан перелом в процессах формирования общества, обуздания животного эгоизма и повышения уровня сплоченности первобытного человеческого стада. О высоком уровне единства социумов поздних предков человека прямо свидетельствуют археологические данные. Источники: [1] Yerkes R. «Chimpanzees: A Laboratory Colony»: 44 – 49, (1943); [2] G?mez J.M., Verd? M., Gonz?lez-Meg?as A., M?ndez M. The phylogenetic roots of human lethal violence. Nature, 538 (7624): 233 – 237, (2016); [3] Eibl-Eibesfeldt I. «Ethology: The Biology of Behavior»: 314 - 325, (1970); [4] Jr. George A. Bartholomew, Joseph B. Birdsell. Ecology and the Protohominids // American Anthropologist, 55 (4): 490 – 491, (October 1953); [5] Erdal D., Whiten A. «Egalitarianism and Machiavellian intelligence in human evolution» in Mellars P. and Gibson K. Modelling the early human mind // Cambridge: McDonald Institute Monographs, (1996); [6] Christopher Boehm. Hierarchy in the Forest: The Evolution of Egalitarian Behavior // Cambridge, MA: Harvard University Press, (2001); [7] Gintis Herbert, Carel van Schaik, Christopher Boehm. Zoon Politikon: The Evolutionary Origins of Human Socio-Political Systems // Behavioural Processes, Behavioral Evolution, 161: 17-30 (April 2019); 8) Семёнов Ю.И. «Как возникло человечество», Изд. 2-е с нов. предисл. и прилож., М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 790 с, (2002); 9) Older Vane. Заметки из КРЯКа, (16.04.2023 – 18.09.2023). Older Vane. Отдельная благодарность Ярику Самсонову. Источник: vk.com Комментарии: |
|