![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Небольшие рассуждения в преддверии ролика не тему смысла |
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2023-09-13 12:16 ![]() Проблема смысла и обнаружения смысла в тексте/кино/игре решается достаточно легко, если бы не та манера преподавания литературы в школе. Все мы когда-то смеялись с того, что синие занавески в спальне героя значат его тоску. Подобные истолкования, навязанные методичкой, обрубают вообще всякое желание исследовать смысловую составляющую произведения. Давайте немного о смыслах. Смысл - это исключительно умопостигаемая категория. Вы не можете увидеть смысл зрением, не можете ощутить смысл осязанием, не можете услышать смысл слухом. Вы можете его помыслить. В отличие от предметов вещественного мира смысл - категория субъективная. Обычно, понятие субъективности сейчас носит некий негативный оттенок. Вообще, современной культуре предельно нравится отказывать субъекту в его субъектности. Идея в чём. Если Петрович читает некий текст и видим в нем смысл N, но при этом Михалыч смысл N в этом тексте не видит, то дурак Петрович. Обычно в таком случае Михалыч пытается доказать Петровичу, что этого самого смысла N не существует - его попросту нет. И вот здесь Михалыч попадает в строгую ошибку. Как-никак, но Михалыч в школе учился, а потому прекрасно знает, что есть только то, что можно пощупать и померить. Поэтому Михалыч совершенно неосознанно помещает умопостигаемое понятие "смысл" в материальную категорию, не обнаруживает в материальном смысла и радосто заявляет, что смысла нет. Психологическим фактом здесь является то, что смысл - субъективная категория, и Петрович буквально объективно этот смысл переживает и мыслит. Этот смысл - факт его психического аппарата. Попытка убеждать Петровича в том, что факта его субъективного переживания не существует, равносильно тому, чтобы доказывать, что дождя за окном нет, хотя дождь идет. В теории литературы, например, совершенно не принято считать, что у всякого текста есть один-единственный смысл. Нет, истолкование текста будет зависеть от того, с какой именно стороны мы его рассматриваем: с исторической, автобиографической, философской, психологической, политической, культурологической, идеологической или вообще со всех сразу. В этом плане гуманитарное знание, занимающееся исключительно человеком, вполне терпит полисемию, многозначность, неоднозначность, неопределенность и множественность толкований, зависящих от контекста и интертекста. Литературные споры, возникающие на теме правомерности той или иной интерпретации, всегда заканчивались, заканчиваются и будут заканчиваться ничем. Есть понятие фоновых знаний. Еще из классической философии мы прекрасно знаем, что при исследовании нового явления исследователь переносит уже имеющийся у него опыт и проводит сличение. Даже если мы пытаемся открыть нечто неизвестное, мы уже имеет отдаленное представление о том, что мы должны открыть. Многие не терпят и презирают умозрительность, бытующую в гуманитарном знании, но позвольте, друзья, основная масса физических открытий были сделаны не случайно, а именно что умозрительно: явление открывалось в размышлении ученого, а потом получало подтверждение на практике. Но здесь есть существенное различие между объектными отношениями в естественных и гуманитарных науках. В гуманитарных науках объект исследования, как правила, коммуницирует с субъектом исследования. Мы работаем с разными сущностями. Тексты порождаются людьми для людей и толкуются людьми для людей. Для меня любой китайский текст не имеет смысла: я ничего не знаю о китайском языке; я смогу извлечь из китайского текста ровно ничего, но это не значит, что знающий китайский язык человек не сможет извлечь из него информацию. А если это китайская поэзия? А если это при этом древнекитайская поэзия, понимание которой ограничено эпохой, в которую она составлялась? А если это личная лирика поэта VI века, где требуется знание его биографии? В этом плане психоанализ близок к исследованию поэзии, а не к исследованию механики движения шара в безвоздушном пространстве. Субъективно ли то, что толкует психоаналитик, слушая материал анализанта? Безусловно. Истолкование делает человек: у него есть история, имя, паспорт, прописка. Человек, изучающий кванты, может быть носителем любого языка. Человек, изучающий содержимое психического аппарата других людей, должен говорить с ними на одном языке. В этом плане психоаналитики и теоретики литературы предельно зависимы от языка. У нас, кстати, на филологии вы не могли защищаться по направлению зарубежной литературы, потому что в переводе это делать нельзя: нужно знать язык и текст оригинала. По сути, интерес к тому, что выдает толкователь, это интерес к другой точке зрения: а что об этом думает человек с другим видом опыта, отличным от моего? Это сущность социального субъекта: учитывать то, как другие могут видеть определенное явление и как именно они могут его понимать и объяснять. Источник: vk.com Комментарии: |
|