Младенцы обошли ИИ в «психологии здравого смысла»

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Возможности ИИ в его актуальном состоянии нередко сравнивают с когнитивными навыками маленьких детей. Поэтому инженеры «искусственных душ» считают, что обучать алгоритмы нужно, разумея не только кодинг и все сопутствующее, но и возрастную психологию: Пиаже, Выготского и иже с ними. А поскольку дети учатся, подражая взрослым и получая при этом обратную связь, нынешнее состояние самообучающихся нейронок похоже на принудительный аутизм: алгоритмы по сути все время «разговаривают» только сами с собой.

Обычно люди (и не только дети) адаптируются в незнакомых ситуациях, наблюдая за поведением других и задавая им вопросы. Ученые из Стэнфордского университета научили такому подходу нейросеть: создали ИИ-агента, который учится задавать вопросы на естественном языке, просматривая, например, фотографии. Тем самым он значительно расширяет свои познания и выходит далеко за пределы массива данных, на которых обучался изначально.

Например, если ИИ видит на фото незнакомое ему четвероногое существо, он может спросить: «Что это за животное?». Но готового и прямого ответа не получит — иначе все было бы слишком просто. Ответ может быть саркастическим: «Это человек». Нейронка испытает когнитивный диссонанс, так как прекрасно знает, что человек — это двуногое прямоходящее без перьев. Затем поймет, что ее троллят, и начнет подбирать новые варианты: «Это собака?». «Нет, это олень…». Разработчики считают, что такой метод позволит максимально прокачать способности ИИ самообучаться. Подход сочетает в себе компьютерное зрение и элементы поведенческой психологии. То, что получается на выходе эксперимента, назвали «социально ориентированным ИИ».

Ученые сравнили возможности нейросетей и 11-месячных младенцев оценивать поведение других людей и их мотивацию. Малыши с большим отрывом победили — их незрелая «интуиция» оказалась намного проницательнее ИИ. Из возрастной психологии известно, что дети интерпретируют поведение других, приписывая им мотивацию, исходя из своих собственных, более чем скромных, знаний о мире. Способность делать такие «прогнозы» является основополагающей для становления социального интеллекта человека. Но возможности младенца крайне ограничены, а «понимание» абстрактно — механизм «распознавания мотивации» скорее представляет собой эволюционное наследие. Тем не менее, оно позволяет приспособиться к любому контексту или культуре, в которых ребенку суждено жить и развиваться.

Во время эксперимента младенцам показывали в Zoom серию видеороликов с простыми анимированными фигурами, движущимися по экрану. Примитивные действия фигур (передвинулся с места на место, поставил один объект на другой и т.д.) имитировали поведение человека, направленное на достижение какой-либо конкретной цели (тоже очень простой — например, подойти поближе). Затем аналогичным образом протестировали нейросетевые модели, которые помогают компьютерам распознавать шаблоны и имитировать человеческий интеллект.

Выяснилось, что младенцы намного лучше алгоритмов распознают мотивацию даже в упрощенных действиях анимированных фигур, отдаленно напоминающих человеческие. ИИ-модели с этой задачей справились менее успешно — и по очень простой причине. Потому что они не разумеют ключевые паттерны «психологии здравого смысла», которыми человеческих младенцев наградила эволюция. Видимо, сравнивать возможности ИИ с когнитивными способностями маленьких детей все-таки слишком оптимистично. Сегодня ИИ скорее — это «мыслящий» (именно в кавычках) тростник, который постоянно разговаривает сам с собой на языке, который не понимает.


Источник: medicalxpress.com

Комментарии: