Новое есть смерть старого, или краткая апология смерти |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2022-01-01 19:07 Очередные новогодние размышления Закатная постэпоха продолжает свой неспешный ход, но кажется, что зомбисоциум сдвинулся с мертвой точки и заковылял куда-то. Ступор сменился беспорядочными метаниями. Государство, переживающее системный, прежде всего идейный кризис, в обнимку с транснациональными корпорациями, этими ульями, существующими исключительно ради сверхцели краткосрочного профита, связали общество стареющих пассивных потребителей канатом сомнительных и часто антиконституционных регуляций и потащили в сторону аккуратненьких (где-то не очень) цифровых клеток. Все это под саундтрек какофонической истерии по поводу очередной (сколько за прошлый век таких было?) тяжело переносимой простуды. В результате мы стали свидетелями в равной степени как морального банкротства национального государства, так и подлинной ценности гражданского общества, в котором большинство готово безоговорочно сдать в утиль свои права и свободы ради утешительной опеки Большого Брата. Ну а с ТНК и так все было давно ясно. Однако похоже, что с нажимом все-таки перестарались и коллективное государство дает заднюю, испугавшись за показатель главной шкалы из ряда тех, что эта самоорганизующаяся система призвана оптимизировать – стабильности. Теперь совместные усилия по тяганию каната, опутавшего общество пассивных потребителей, в сторону стойла могут выродиться в перетягивание оного между государством и ТНК. Помните такую показательную рефлексию западного цивилизационного тупика со стороны искусства, как зомби-фильмы? Традиционно, со времен режиссера Ромеро, ходячие вечноголодные мертвецы еле-еле ковыляют. Но последние годы дали нам новую породу мертвяков, преследующих свои жертвы подобно бешеным спринтерам. Кажется, в мейнстриме это началось с фильма "28 дней спустя", но закрепилось со снятого Снайдером ремейка ромеровской "Ночи живых мертвецов", как бы предвосхищая грядущие перемены. Такое ощущение, что сейчас мы и наблюдаем превращение смурного ромеровского зомби в беснующуюся мертвечину снайдеровского розлива. Похоже, что это необходимо для того, чтобы она наконец израсходовала батарейку витальности и удобрила, наконец, своей тушкой почву. Таковы итоги уходящего года и предчувствия событий грядущего. Постэпоха настолько масштабна по той причине, что это целый парад исторических завершений. Самое глобальное из них - уход логоцентризма. Самое скромное - давно предрешенный коллапс русской ЛКС. Но на пороге смерти/перерождения и весь Западный мир, не только его сомнительная периферия в лице РФ. И здесь он не случайно опережает мир Восточный, который тоже находится в системном кризисе, но скорее постольку, поскольку пал под западное влияние, и насколько пребывает в зависимости от логоцентрической культурной парадигмы. Причина кроется, как обычно, в метафизике. Запад наиболее полным образом воплотил логоцентрические потенции в жизнь, и помогла ему в этом сложившаяся в глубокой античности метафизика, отличительной чертой которой была и есть особая модель времени. Для нас это может показаться контринтуитивным, ведь восприятие времени сидит настолько глубоко в культурной "прошивке", что им просто пользуешься, не подвергая рефлексии, но оно не универсально. Если архаические и даже постархаические, попавшие под влияние логоцентризма, культуры Востока всегда воспринимали время как кольцо вечного возвращения, и последствия логоцентризма лишь привнесли слабый поступательный вектор в разрезе индивидуальной духовной судьбы, то метафизика Запада сложилась под знаком бегущего вперед времени, от начала к неизбежному концу. Это глубинное восприятие времени во всем, что нас окружает, от архитектуры и организации пространства до музыки. На примере последней это особенно очевидно. Строгие рамки западной музыкальной традиции - от вступления до грандиозного финала или коды, и свободная циклическая канва вариаций в восточной - начинай с любого места, когда угодно заканчивай. Это отражается в логоцентрических религиях через эсхатологию. И здесь христианство со своими бесчисленными гностическими и эсхатологическими сектами на много очков впереди иных книжников. Да, эсхатология есть и в исламе, и в иудаизме, но ни в первом, ни во втором она не дала столь богатые социокультурные всходы как в христианском мире, который будто подстегивался кем-то идти к неким концам и рубежам. В обоих упомянутых религиях есть масса элементов, уравновешивающих эсхатологию. Кстати, поэтому они оказались намного устойчивей и живучее. Ислам, к примеру, компенсируя стремление человека к магическому через развитую ритуалистику и эрзац-трансовые состояния оставляет в себе эту архаическую цикличность, а также строго регулирует свою культурную и социальную сферу через внушительный набор четких установок и богословских наставлений. Метафизику отражает и сама история. Западный мир пережил невероятный процесс изменчивости от одной революции до другой, где старое спешило умереть и освободить дорогу для нового. Метафизическая основа при этом сохранилась. Запад как будто запрограммирован умереть, ибо так видит течение времени. Но в этом хитрость метафизической диалектики. За смертью всегда идет новая жизнь. Удобрив своим пеплом почву, старый мир способствует быстрому росту нового. Поэтому именно на Западе был достигнут эволюционный прорыв в сфере ментальности – эпилептоидный волюнтаризм манихея дал дорогу шизоидной креативности личности на уровне ядра культурных систем, а не отдельных прецедентов. Настало время для очередного завершения, и на этот раз оно будет чуть ли не самым глобальным. Пусть циклический мир и дальше вращается на своей карусели, играя в игру с нулевой суммой, – его вечность в масштабах эволюционного процесса все равно лишь иллюзия. А вот миру поступательного движения пора подводить итоги, или как любят нынче говорить в его пределах – время платить по счетам. И в этом нет ничего страшного. Напротив, некий высший смысл, заложенный в самое основание. Что значит для человека смерть своей культуры? Здесь по большому счету два варианта. Если ты укоренён в ней, это не меньше чем конец света, сопровождающийся вавилонскими плачами. Если же ты достиг состояния полуотпадения, то можешь абстрагироваться, переждать бурю в чужой гавани или вообще начать строить собственную на обломках старого мира. Смерть культуры не есть смерть человека, как бы она не пыталась убедить нас в обратном. И бояться этого не стоит, надо просто без опасений сделать шаг вовне. Тем не менее, надо понимать, что это смерть многого внутри нас, как и любое настоящее изменение. Но есть ли у нас выбор? Разве что между унылым прозябанием с риском физической смерти в результате психического упадка и состоянием повышенной творческой активности, полным надежд на будущее. Новый Год – это и традиционно, и с культурологичекой точки зрения праздник изменений. Но как прозорливо высказался коллега Семён Петриков, любое настоящее изменение всегда подразумевает встречу со Смертью. Я не пытаюсь сказать, что смерть Западной макрокультурной системы произойдет в следующем году, этот процесс растянется на десятилетия, хоть и входит, похоже, в активную фазу. С русской ЛКС все будет быстрее, но тоже весьма не стремительно. Однако в грядущем году всем желаю сделать правильный выбор. Изменяться значит играть со смертью, но иногда куда опаснее оставаться прежним. Михаил Куликов Источник: vk.com Комментарии: |
|