Американский инженер и один из создателей первой системы дополненной реальности (AR) Луи Розенберг уверен, что метавселенная не может быть построена на гарнитурах виртуальной реальности (VR) — такие устройства слишком неудобны для повседневного использования и имеют ряд других фундаментальных недостатков. В то же время AR, которая, при должном развитии технологий, может быть встроена даже в обычные очки способна стать главным решением для потребителей уже к 2030 году, уверен эксперт.
Сейчас Розенберг не занимается AR/VR-технологиями, а руководит стартапом по разработке «коллективного интеллекта» Unanimous AI, выступая в качестве главного научного сотрудника собственной компании. Однако до этого инженер около 30 лет работал над новыми видами реальности. В рамках внутреннего проекта NASA Розенберг создал прототип первой AR-системы для астронавтов еще в 1992 году, а затем параллельно курировал несколько проектов по разработке VR для ВВС США. В ходе этих инициатив Розенберг пришел к выводу, что дополненная реальность гораздо перспективнее виртуальной.
«Это было задолго до того, как были придуманы такие фразы, как „дополненная реальность“ или „смешанная реальность“. Но даже в те первые дни, наблюдая, как пользователи с энтузиазмом испытывают опыт работы с прототипом системы, я был убежден, что будущее вычислительной техники будет состоять из бесшовного слияния реального и виртуального контента, отображаемого повсюду вокруг нас», — заявил Розенберг в колонке для VentureBeat.
Он также добавил, что спустя 30 лет «метавселенная внезапно стала модной». Интерес потребителей и ИТ-компаний объясним — оборудование для VR стало легче, меньше, дешевле и на порядок производительнее. Однако на уровне концепции, считает Розенберг, практически ничего не изменилось — далеко не все пользователи могут провести в виртуальной реальности больше 30 минут.
При этом физические ощущения от длительного погружения в VR он сравнил с использованием маски для подводного плавания.
«Даже когда я начал тестировать первые 3D-очки, чувство ограниченности не исчезало. Мне все еще приходилось смотреть вперед, как будто я был в шорах от реального мира. И я ничего не хотел больше, чем снять эти шоры и позволить виртуальной реальности перейти на мое реальное физическое окружение», — рассказал глава Unanimous AI.
По этой причине Розенберг сделал свою ставку на дополненную реальность — даже если VR-шлемы будут в разы производительнее, иммерсивнее и точнее. Свою уверенность эксперт объяснил также просто — визуальная точность не является фактором, определяющим широкое распространение. Инженер предложил разработчикам сфокусироваться на другом вопросе — «какая технология предлагает наиболее естественный опыт в системе восприятия человека?». Отчет очевиден — дополненная реальность.
«Если вы не используете сложное и непрактичное оборудование, ваше тело будет сидеть или стоять на месте, в то время как большая часть виртуального опыта связана с движением. Это несоответствие заставляет ваш мозг строить и поддерживать две отдельные модели вашего мира — одну для вашего реального окружения, а другую — для виртуального мира, представленного в вашей гарнитуре», — отметил Розенберг.
При таком подходе AR выигрывает технологическую гонку с VR, даже если будет поставлять более низкую точность воспроизведения. Более того, технически пользовательский опыт в AR окажется успешнее текущего самого популярного взаимодействия — со смартфоном, поскольку отображение информации перед глазами для человека естественнее, чем просмотр контента на небольшом дисплее в руках.
«В конце концов, идти по улице с согнутой шеей и смотреть на телефон в руке — не самый естественный способ ощутить контент для системы восприятия человека», — пояснил Розенберг и добавил, что в ближайшие десять лет AR станет доминирующей технологией во всем мире, которая затмит смартфоны и компьютеры.