10 идей знаменитого психолога Эрика Берна о том, как программируется наш мозг

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2022-01-13 19:21

Психология

Эрик Берн — автор знаменитой концепции сценарного программирования и теории игр. В их основе лежит трансактный анализ, который сейчас изучают во всем мире. Берн уверен, что жизнь каждого человека программируется до пятилетнего возраста, и все мы потом живем по этому сценарию. В нашем материале подборка цитат этого выдающегося психолога о том, как программируется наш мозг.

1.Сценарии? — это постепенно развертывающии?ся жизненныи? план, которыи? формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителеи?.

Этот психологическии? импульс с большои? силои? толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора.

2. В первые два года поведение и мысли ребенка программируются в основном матерью.

Эта программа и формирует первоначальныи? каркас его сценария, «первичныи? протокол» относительно того, кем ему быть, то есть быть ли ему «молотом» или «наковальнеи?».

3. Когда ребенку исполняется шесть лет, его жизненныи? план уже готов.

Это хорошо знали священники и учителя средневековья, говорившие: «Оставьте мне дитя до шести лет, а потом берите обратно». Хорошии? дошкольныи? воспитатель может даже предвидеть, какая жизнь ожидает ребенка, будет ли он счастливым или несчастным, станет ли победителем или будет неудачником.

4. План на будущее составляется в основном по семеи?ным инструкциям.

Некоторые из самых важных моментов можно обнаружить довольно быстро, уже в первом разговоре, когда психотерапевт спрашивает: «Что родители говорили вам о жизни, когда вы были маленьким?»

5. Из каждого указания, в какои? бы косвеннои? форме оно ни было сформулировано, ребенок старается извлечь его императивное ядро.

Так он программирует свои? жизненныи? план. Мы называем это программированием, поскольку воздеи?ствие указания обретает характер постоянства. Ребенок воспринимает желания родителеи? как команду, таковои? она может остаться на всю его жизнь, если в неи? не случится какого-то драматического переворота или события. Только большие переживания, например вои?на, или неодобренная родителями любовь могут дать ему мгновенное освобождение. Наблюдения показывают, что жизненныи? опыт или психотерапия может также давать освобождение, но значительно медленнее. Смерть родителеи? не всегда снимает заклятие. Наоборот, в большинстве случаев она его делает крепче.

6. Чаще всего детские решения, а не сознательное планирование в зрелом возрасте определяют судьбу человека.

Что бы люди ни думали или ни говорили о своеи? жизни, нередко создается впечатление, будто какое-то мощное влечение заставляет их куда-то стремиться, очень часто совсем не в соответствии с тем, что пишется в их автобиографиях или трудовых книжках. Те, кто хочет делать деньги, теряют их, тогда как другие неудержимо богатеют. Те, кто заявляет, что ищет любви, пробуждают только ненависть даже у тех, кто их любит.

7. В жизни человека сценарныи? итог предрекается, предписывается родителями, однако он будет недеи?ствительным до тех пор, пока не будет принят ребенком.

Конечно, принятие не сопровождается фанфарами и торжественным шествием, но тем не менее однажды ребенок может заявить об этом со всеи? возможнои? откровенностью: «Когда я вырасту, я буду такои? же, как мамочка» (что соответствует: «Выи?ду замуж и нарожаю столько же детеи?») или «Когда я стану большои?, я буду как папа» (что может соответствовать: «Буду убит на вои?не»).

8. Программирование в основном происходит в негативнои? форме.

Родители забивают головы детеи? ограничениями. Но иногда дают и разрешения. Запреты затрудняют приспособление к обстоятельствам (они неадекватны), тогда как разрешения предоставляют свободу выбора. Разрешения не приводят ребенка к беде, если не сопровождаются принуждением. Истинное разрешение — это простое «можно», как, например, лицензия на рыбную ловлю. Мальчишку никто на заставляет ловить рыбу. Хочет он — ловит, хочет — нет и идет с удочками, когда ему нравится и когда позволяют обстоятельства.

9. Разрешение не имеет ничего общего с воспитанием вседозволенностью.

Важнеи?шие разрешения — это разрешения любить, изменяться, успешно справляться со своими задачами. Человека, обладающего подобным разрешением, видно сразу, так же как и того, кто связан всевозможными запретами. («Ему, конечно, разрешили думать», «Еи? разрешили быть красивои?», «Им разрешено радоваться».)

10. Нужно еще раз подчеркнуть: быть красивои? (так же как иметь успех) это вопрос не анатомии, а родительского разрешения.

Анатомия, конечно, влияет на миловидность лица, однако лишь в ответ на улыбку отца или матери может расцвести настоящеи? красотои? лицо дочери. Если родители видели в своем сыне глупого, слабого и неуклюжего ребенка, а в дочери — уродливую и глупую девочку, то они такими и будут.


Источник: m.vk.com

Комментарии: