Три способа снять с себя «Проклятие знания»

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2019-12-19 12:30

Работа разума

Если вы знакомили близких с друзьями-иностранцами или же организовывали переговоры с участием иностранных делегатов, то наверняка наблюдали ситуацию, когда люди, владеющие английским языком, забывали переводить простые, на первый взгляд, фразы друзьям-коллегам, не обладающим аналогичными знаниями. Или же наблюдали схожую ситуацию в разговоре со знакомым, который увлеченно рассказывал о каком-нибудь фильме, пребывая в полной уверенности в том, что вы точно смотрели эту ленту.

Когда же такие «нестыковки» проясняются, у обеих сторон возникает полное недоумение: у одного «как такое можно не знать?», а у другого «это вообще о чем?». Так или иначе все сталкиваются с «Проклятием знания».

Данное когнитивное искажение было впервые описано в 1989 году американскими экономистами Колином Камерером, Джорджем Лёвенштейном и Мартином Вебером: человек, обладающий знаниями, не может точно воспроизвести то, как будет мыслить или действовать человек, не обладающий знаниями.

Наглядно влияние когнитивного искажения «Проклятия знания» продемонстрировала студентка Стэнфордского университета Элизабет Ньютон в 1990 году. Был проведен психологический эксперимент, в котором студенты играли в аналог игры «угадай мелодию»: одна команда «выстукивала» на столе мотив известных песен, а другая их угадывала. По предположению «выстукивающих», мотивы песен должны были узнать, как минимум 50% участников из группы «угадывающих». В действительности лишь 2,5 % слушателей смогли верно определить загаданную песню.

Нетрудно предположить, что «Проклятие знания» является препятствием к эффективному мышлению и взаимодействию во всех сферах, включая образование, экономику, медицину, политику и т.д.

Три лайфхака о том, как снять с себя «Проклятие знания»:

  1. «Я знаю, что ничего не знаю». Фраза Сократа может стать для мозга волшебной палочкой, которая будет отсылать к мысли о том, что реальность, в сущности, гораздо сложнее и объемнее, чем то, что вы видите и мыслите. В разговоре, как вам кажется, с менее компетентным человеком, обратитесь к данной мысли и взгляните на ситуацию со стороны визави.
  2. Смысл слов. Убедитесь, что вы с собеседником вкладываете схожий смысл в употребляемые слова, термины, обороты. Даже разговаривая о котятах, у каждого на уме будет свой образ этого милого животного: у одного — это рыжий и прыткий хулиган, а у другого — серенькое спящее облачко.
  3. Сбор фактов и реконструкция собеседника. В любом деле важна подготовка, в том числе перед встречами и переговорами. Постарайтесь как можно больше узнать о собеседнике: где работает, чем увлекается, что изучает. Такие факты помогут более точно собрать образ партнера и откроют возможность увидеть темы, о которых он имеет менее полное представление, чем вы. Описанные примеры помогут не только эффективно выстраивать общение, уберечь себя от ошибок по оценке действий других людей, но и отработать навык передачи идей, связанных со знаниями, которыми обладаете.

Автор: Петрова Татьяна, менеджер по управлению проектами, выпускница курсов «Красная таблетка» и «Чертоги разума».


Источник: m.vk.com

Комментарии: