Метакогниция: как я перестал бояться и полюбил познание

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Сумбурное введение

Бывало ли с тобой такое, что ты вроде бы и знаешь ответ на какой-то вопрос, но не можешь его вспомнить? То самое чувство, когда он как будто бы «на кончике языка», вот-вот всплывет в сознании? Но как вообще можно иметь уверенность в том, что ты знаешь ответ, если ты не можешь его назвать прямо сейчас? Или, например, откуда ты можешь знать, что ты вот-вот решишь какую-то задачу, если раньше тебе не доводилось делать ничего подобного?

Вопросы, как водится, нетривиальные. Настолько нетривиальные, что для поиска ответа на них ученым пришлось создать целую отрасль психологических наук – метакогнитивную психологию. Что значит «метакогнитивная психология»? Ну, в прямом переводе термин «метакогнитивный» означает что-то типа «запознавательный» или «междупознавательный». Собственно, идея заключается в том, чтобы уловить и исследовать плохо осознаваемые процессы, которые оценивают, анализируют, регулируют и контролируют наши познание, память и мышление. Типичным метакогнитивным процессом можно назвать, например, интуицию, когда мы как будто бы знаем то, чего знать не можем (на деле же наш мозг просто не выводит в сознание некоторые факты и закономерности, которые, тем не менее, отслеживает).

Сама по себе метакогнитивистика делится на множество школ и направлений, некоторые из которых больше ориентированы на фундаментальное понимание тех или иных механизмов психики, в то время как другие больше сконцентрированы на решении практических задач вроде повышения обучаемости или оценки собственной компетентности. И так уж вышло, что, поскольку мы не являемся научпоп-журналом, сконцентрируемся мы в основном на втором.

Задача одного тела, но очень амбициозного

«Как правильно решать задачи?» – крайне болезненный вопрос для любого человека с хоть какими-то амбициями. Да и вообще для любого человека из современного мира, наполнившего жизнь суетой и ежедневным соревнованием.

И хотя в любой другой день в ответ на него можно было бы отшутиться, скинув ссылку на учебник по матану, сегодня нас, так уж вышло, интересует вполне конкретный и вместе с тем наиболее общий ответ.

Что ж, давайте начнем с азов, а именно – с предустановок. В жизни так бывает, что даже самая свободная от стереотипов об окружающих личность подчас наполнена плохо осознаваемыми стереотипами о себе, как положительными, так и, увы, отрицательными. И собственные способности к познанию и решению задач – это классическая почва для этих самых стереотипов. Помимо пресловутого «перехвалили/недохвалили в детстве» сюда можно так же добавить печально известное «я не буду пробовать, потому что не умею» и прочие «это не для меня». Здесь же живут «гуманитарные склады ума» и «аудиалы с визуалами». Не то чтобы все это не имело под собой вообще никаких оснований (хотя бывает и так), но очень часто свою границу люди проводят в абсолютном отрыве от своих реальных способностей. Просто потому что не исследуют их как следует или неправильно пользуются тем, что имеют. Собственно, лейтмотив всей прикладной когнитивистики – это осознанность, направленная на собственные метакогнитивные привычки. Как мы привыкли пользоваться своим мозгом? Что мы привыкли думать о своих способностях? И так далее, и тому подобное.

Перейдем к конкретике. Поскольку для того, чтобы решить задачу, ее как минимум надо начать решать, нам понадобятся правильные предустановки, которые позволят это сделать. «Проблема» должна быть приравнена к «задаче», а не к «природному бедствию», в то время как «я не умею» должно быть сродни «мне нужно это освоить», а не «у меня ничего не выйдет». Полезным может быть и отношение к жизни в целом как к своего рода игре про последовательное решение задач, но тут важно не ударяться в крайности.

Кроме того, важно грамотно оценить свои способности. Для этого надо понаблюдать за собой в течение некоторого времени, задавая разумный максимум конкретных вопросов. Насколько хороша твоя память? Сколько вариантов решения ты можешь одновременно держать в голове и сравнивать между собой? Какими знаниями ты реально обладаешь, а какими нет? Как влияет на твою продуктивность время суток, еда, погода или положение Юпитера на небе? Чем раньше ты начнешь изучать себя – тем быстрее ты научишься использовать себя наиболее эффективным образом. А еще понимание своих слабых мест позволит тебе их натренировать, прикрыть сильными или придумать стратегию для компенсации. Так, хорошая память уменьшает время, количество сил и мотивацию, необходимые для подготовки к экзаменам, а плохую память можно скомпенсировать привычкой все записывать. В общем, опять упираемся в осознанность.

Следующим важным шагом является анализ сложности задачи. Для этого надо научиться разбивать сложные задачи на простые блоки, которые можно будет последовательно решать, а также привыкнуть к абстрагированию и осмыслению проблем в простых категориях. Выучить новый язык – чудовищно сложно. Выучить пару десятков слов – не очень. Выучить пару базовых правил составления предложений – в общем-то тоже. Выучить еще пару десятков слов – еще проще, чем выучить первые. Посмотреть кино с субтитрами, сопоставляя слышимое с читаемым – тоже вполне подъемно. В общем, не надо бросаться на все и сразу.

Познай себя, и ты познаешь богов и Вселенную

Итак, что же нам необходимо для повышения собственной обучаемости?

Во-первых, когда мы учимся чему-то новому, нам надо четко отделить базовые знания от деталей и уточнений. Не нужно пытаться охватить сразу все, во всей глубине – начните с основных понятий и навыков, которые позволят вам овладеть всем остальным. Вообще говоря, все остальное вам может и не понадобиться вовсе – иногда в обучении действует эмпирическое правило Парето, суть которого состоит в том, что 20% усилий дают 80% результата, а следующие 80% усилий – только оставшиеся 20% результата. Это наиболее верно для таких вещей, как обучение игре на музыкальных инструментах. «Easy to learn, hard to master», вот это вот все.

Во-вторых, конкретно для обучаемости крайне важна концентрация. Увы, привычка постоянно отвлекаться, пестуемая рекламой или лентой в соцсетях, здесь оказывается особенно губительной. Однако, тут нам на помощь приходят различные методики, например, циклическая сверхконцентрация, суть которой состоит в том, чтобы какое-то время (обычно 20-30 минут) очень-очень плотно концентрироваться на задаче, а затем меньшее время (5-10 минут) уделить всевозможным отвлекалочкам, после чего повторить цикл. Вообще говоря, периодически давать мозгу передышку от основного предмета даже полезно для обучения, а еще полезнее – немножко поспать, когда совсем замучаетесь.
Сон, как оказывается, играет важнейшую роль в формировании долгосрочных воспоминаний и, хуже того, мозг во сне продолжается перебирать варианты и «дообучаться», так что, если вы действительно хотите повысить свою обучаемость – начните с того, чтобы банально высыпаться.

В-третьих, важно понимать механики процесса обучения. В первую очередь надо понять, что мозг предпочитает полезные и практичные знания. То есть полезность знаний важна не только для мотивации, но и для самого процесса запоминания – так что, если вы хотите быстро научиться чему-то, уверьтесь в том, что вам оно действительно надо. И попытайтесь найти какую-нибудь практику, хотя бы даже в виде периодических размышлений о предмете.
Так же надо понимать, что мозгу сложно будет познавать что-то совсем уж новое и чуждое, так что найдите способ связать то, что вы учите, с тем, что вы уже знаете, хотя бы даже на самом абстрактном уровне. Не вредно будет и визуализировать получаемую информацию в виде схем, особенно если вы будете чертить эти схемы не только на бумаге, но и в голове. Не беда, если у вас не получится представить сложную схему в голове с первого раза – главное помнить, что это тоже навык, которому можно научиться.
Наконец, посмотрите на кривые обучаемости. Существует множество психологов и множество осваиваемых навыков и знаний, так что и кривые есть разные, но в общем и целом они, как правило, намекают на две вещи: во-первых, форма кривой отсылает нас к принципу Парето (базовые знания, получаемые в начале, дают основной прирост понимания), во-вторых, на кривой встречаются резкие «провалы» – ловушки для недостаточно усердных, полные отчаяния и ощущения, что ты наоборот тупеешь. Понимание этих кривых даст твердость духа в момент падения в такую «яму» и не позволит забросить начатое, когда кончится «везение новичка».

Вот эта кривая изобретена Бандурой. Взята буквально из интернета. Вот вы можете себе предста…

Сумбурное заключение

Давай подведем итоги.
Метакогнитивные процессы могут играть решающую роль в жизни, определяя наши успехи или неудачи не меньше (а порой и больше) наших способностей, но, в то же время, зачастую вообще не осознаются людьми, оставаясь как бы «за» нашим пониманием. И, собственно, первоочередная задача – это именно вытащить их оттуда, осознать и отрефлексировать, поменяв вредные привычки и установки на полезные. Потом все это полируется планированием и стратегиями и на выходе получаем человека, для которого нет практически ничего невозможного.

Надеемся, эта статья станет для тебя полезной отправной точкой в познании себя.


Источник: m.vk.com

Комментарии: