Longread: Восприятие времени

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Как обогнать время?

Представьте, что вы только что попрощались с дорогим вам человеком. Он уехал, но вы назначили следующую встречу ровно через 64 дня 3 часа. На первый взгляд кажется, что время до этого события определено и ждать нужно ровно столько, сколько обозначено численным общепринятым способом. Тем не менее, есть ли какой-то способ ускорить это мучительное ожидание?

То, как сменяются события в физическом мире и наше системное обозначение времени суток, дней и годов, внесло некоторую определенность в данный процесс. Однако цикличность природных процессов и численная репрезентация этих изменений не столь важна для внутреннего переживания некого промежутка времени. Для этого важен сам процесс восприятия времени, который, как было показано (Woodrow, 1951), обладает свойством протяженности, то есть время может быть сжато или растянуто.

Таким образом человек может воспринимать один и тот же промежуток времени как более или менее продолжительный, чем он есть на самом деле. Именно это свойство восприятия времени дает некую надежду на то, что ожидание назначенной встречи может быть пережито по-разному.

История исследований и модель психологического времени

Изучение восприятия времени началось с исследований У. Джеймса (1890), в которых он пытался выяснить, какой кратчайший и самый длинный промежутки времени могут быть восприняты между двумя стимулами, при том, что они воспринимались как единый момент времени.

Следующим этапом в изучении восприятия времени не только человеком, но и животными, были исследования классического научения Павловым (1927), где в своих экспериментах подкрепление в виде пищи подавалась собаке с регулярным фиксированным интервалом, после чего выделение слюны непосредственно перед очередной подачей еды усиливалось. Это означало, что время с момента появления пищи могло служить условным стимулом.

С точки зрения психологических процессов, на восприятие времени также влияют память, и процессы принятия решений. И важными становятся понятия психологического времени и внутренних часов, которые неразрывно связаны с вышеперечисленными процессами. Попробуем разобраться в том, как же устроено психологическое время и внутренние (биологические) часы (Matell & Meek, 2000).

На вход модели подается физическое время, которое нужно будет оценить впоследствии. Это физическое время всегда начинается с какого-то события, стимула, ответа или подкрепления. Это событие запускает некоторый внутренний процесс, называемый внутренними часами. Одной из репрезентаций биологических часов может быть некоторый пейсмейкер, который выдает импульсы в соответствии с некоторым распределением, и событие-триггер запускает отсчет и суммирование этих импульсов, а соответственно сумма этих импульсов и будет представлять собой психологическое время. Данный способ позволяет строить линейные взаимосвязи между физическим и психологическим временем.

Внутренние часы могут состоять не из одного, а даже из нескольких процессов, которые инициируются событием. Множество процессов может представлять собой несколько периодических или непериодических функций с разными характеристиками, которые инициируются одновременно, или несколько процессов, которые инициируются один за другим.

Считается, что работа внутренних часов связана с работой памяти, потому что важно запомнить факт, что недавно возник какой-то стимул или было предъявлено вознаграждение.

Должно быть четко определенное правило запоминания данных стимулов и правило воспроизведения их в памяти. Только на основе этих ориентиров может быть произведен корректный подсчет времени. Ну, и конечно же, важным является процесс принятия решений, при котором нужно решить, отвечать в данный момент на стимул или нет, и, если имеется несколько стимулов, какой из них выбрать. Ответное решение основывается на сравнении восприятия текущего времени с запомненным интервалом подкрепления. Если воспринимаемое текущее время достаточно близко к запомненному времени подкрепления, ответной реакции или действию — быть!

Проверить наличие и устройство внутренних часов вполне помогли бы нейронаучные теории и данные из экспериментов с нейровизуализацией, чтобы уточнить механизмы на уровне нейронов и задействованных областей мозга.

Однако то, что известно ученым на данный момент, больше создает вопросы, чем дает ответы. Все дело в том, что в отличии от восприятия других физических стимулов, восприятие времени не имеет специализированных рецепторов. Нет рецепторов — нет локализации этих рецепторов. Тогда как их искать и изучать?

Хотя очевидно, что в мозге, да и во всем организме, имеется циклические процессы — гормональные циклы, циклы выбросов нейромедиаторов — процессы, лежащие в основе оценки интервалов между этими циклами, изучены слабо. Температура тела меняется периодично в течение дня, гормоны, отвечающие за активность и сон, имеют четкую периодическую секрецию. Это адаптивные механизмы, работающие в соответствии со сменой дня и ночи, а значит, они зависимы от дневного света. Основной гормон, который синхронизирует множество зависимых от времени суток процессов — мелатонин. Он выделяется в эпифизе, который работает в связке с супрахиазматическим (надзрительным) ядром. Оно, в свою очередь, связано с сетчаткой глаза, на которую поступает свет. Однако даже незрячие люди имеют нормальный синтез мелатонина, потому что свет может быть воспринят также и через кровеносные сосуды, расположенные на поверхности тела (Oren & Terman, 1998). Таким образом, у человека существует внутренний цикл, который синхронизирован со временем суток.

Итак, что получается на данном этапе:

  • рецепторов — нет,
  • цикличность гормонов и деятельности организма — есть,
  • восприятие времени, основанное на каких-то внутренних ритмах, —есть.

Разумно было использовать воздействие на состояние организма и смотреть, меняется ли от этого то, как человек оценивает промежуток времени. Так ученые и делали. В частности они использовали изменение температуры тела и применение лекарственных препаратов. Хогланд исследовал то, как его больная жена с повышенной температурой оценивала промежутки времени (Hoagland, 1933,1935). А именно, отрезок равный одной минуте при нормальной температуре тела (36,6) она оценивала в 52 секунды, а при повышенной температуре, эта же минута была оценена ею как 40 секунд. Это позволило Хогланду предположить, что увеличение температуры тела ускоряет протекающие в организме процессы, и человеку кажется, что время идет быстрее. Согласно гипотезе Хогланда, скорость биологических процессов влияет на восприятие времени. Из этого также следует, что при понижении температуры оценка времени должна быть занижена, так как метаболические процессы также замедляются. Этот эксперимент был проведен на аквалангистах, которые одну минуту до погружения оценивали в 62 секунды, а после погружения с пониженной температурой тела минута для них казалась равно целым 70 секундам (Baddeley, 1966). Эта теория нашла множество экспериментальных подтверждений, однако некоторым ученым не удалось выявить данных закономерностей (например, Bell & Provins, 1963).

Исследования, проведенные с помощью различных препаратов, влияющих на мозг и организм в целом, также выявили изменения в восприятии времени. Амфетамин и кофеин подобны пониженной температуре – создают ощущение, что прошло больше времени, чем на самом деле (Goldstone et al., 1958; Frankenhauser, 1959). Оксид азота создает эффект недооценки времени (Steinberg, 1955). А вот психоделические препараты типа марихуаны и ЛСД создают эффект растянутости времени или даже полного отсутствия его хода (Conrad et al, 1972).

Другой точкой зрения на восприятие времени является не связь с биологическими процессами, а акцент на восприятие как результат когнитивной активности. В этом ключе раскрываются две основные когнитивные теории: теория Орнштейна и когнитивно-аттенционная теория.

Теория Орнштейна базируется на связи восприятия временного промежутка и количестве информации, сознательно усвоенной и сохраненной в этом промежутке. Количество и сложность событии?, произошедших в определённый? период времени, а также эффективность их кодирования и сохранения в памяти, влияют на количество информации, которую нужно обработать, а значит, и продолжительность периода времени зависит от этих же факторов.

Например, одним из его экспериментов была процедура подачи стимулов с быстрой и медленной скоростью. Время эксперимента было одинаковым, но испытуемым казалось, что в случае с быстрой подачей стимулов прошло больше времени, чем на самом деле. Таким образом, чем больше информации вмещалось в данный отрезок времени, тем более продолжительным данный отрезок казался (Ornstein, 1969). Другим эффектом этой теории является то, что интервалы, в которых звучали знакомые мелодии, оценивались как более продолжительные, чем те, в которых звучали эти же мелодии задом наперед. Это согласуется с теорией Орнштейна в том, что в первом случае больше информации было воспринято и осознано, чем в случае с перевернутой мелодией. Сложность стимулов также повышает оценку времени (Schiffman & Bobko, 1974). Знакомые действия оцениваются более точно, чем новая деятельность, при которой кажется, что прошло больше времени, чем на самом деле. Теория также утверждает, что чем больше информации о прошедшем временном интервале сохранилось в памяти, тем более продолжительным он кажется. С этим фактом согласуется то, что положительные воспоминания выглядят растянутыми в нашей памяти. Хотя в рамках этой же теории подтверждается, что пустые промежутки между предъявлениями стимулов пролетают быстрее, чем показываются сами стимулы (при одинаковом физическом времени предъявления обоих), ожидание какого-либо события включает эмоциональную составляющую, из-за которой человек становится более чувствительным и воспринимает время растянутым (Zakay, 1993). И в этом случае происходит некое рассогласование с данной теорией, но объяснение этому факту будет дано в рассмотрении альтернативной теории.

Альтернативой теории Орнштейна является когнитивно-аттенционная теория, в которой ключевым моментом в оценке времени выступает фокус или центр внимания (Thomas & Weaver, 1975). Основоположники данной теории выделяют два процесса: первый связан с выполнением когнитивных задач, второй связан с оценкой времени. Эти два процесса оказываются конкурирующими за ресурсы внимания и потому, когда перегружен первый, второму нет места для выполнения. Если временным аспектам задания уделяется больше внимания, чем когнитивным, затраченное на его выполнение время кажется больше, а если основное внимание уделяется когнитивным аспектам, то испытуемому кажется, что он затратил на выполнение задания меньше времени, чем на самом деле. Таким образом, чем больше следишь за временем, тем больше оно тянется, а чем более интересная задача, тем быстрее оно пролетает. Этим как раз и объясняется тот эффект затянувшегося ожидания в очереди.

Как биологические и когнитивные теории согласуются друг с другом?

В случае с поиском биологических часов, интервалы для оценки были короткими (в рамках одной минуты), и в процедуре присутствовал счет ударов в субъективную секунду. Возможно, когда речь идет о коротких промежутках времени, внимание человека преимущественно сосредоточено на восприятии времени как такового, в чем и проявляется влияние физиологических ритмов (Matell & Meek, 2000), в то время как суждения о более продолжительных периодах принимаются в большей степени на основе такои? косвенной информации о течении времени, как количество и сложность выполненных действий. По мере увеличения временного периода возрастает вероятность вовлеченности в его оценку памяти и других, менее специфических когнитивных процессов (Ferguson & Martin, 1983; Fortin et al., 1993).

Ну, и наконец, на основе всех имеющихся теорий и данных экспериментов, попробуем ответить на вопрос, как изменить восприятие временного промежутка ожидания встречи с дорогим вам человеком. Инструкция выглядит так:

  • Повышайте температуру тела, применяйте препараты, ускоряющие обмен веществ (естественно только легальные). Не стоит использовать психоделические препараты, ведь из-за них время будет невыносимо тянуться.
  • Активно загрузите себя работой, чтобы обрабатывать как можно больше информации в единицу времени, слушайте любимую музыку, решайте сложные задачи.
  • Не давайте вниманию переключаться на подсчет времени, грузите собственно когнитивные процессы.

Источник: m.vk.com

Комментарии: