Л.В. Щерба vs. приматология |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-12-14 12:25 В разделе «Французский язык» издание «Фигаро» опубликовало любопытную статью под названием «Можно ли понять язык животных?», представляющую собой интервью этолога Албана Лемассона. В общем-то, вопросы, которые ему задавали, не выходили за рамки обычных вопросов лингвистического профана, которые обычно и встречаются в подобного рода случаях. Например, «можно ли назвать языком язык животных?», «почему обезьяны не могут говорить, как люди?» или «можно ли их научить нашему языку?» и т.д. Товарищ Лемассон оказался не так прост и начал с того, что уточнил, что следует понимать под языком. Если это способность усваивать грамматику, создавать новые фразы до бесконечности, артикулировать разнообразные звуки и подражать им, то у животных языка, конечно, нет. Но если принять менее строгое определение, то у животных имеются способности, которые можно назвать языковыми. Мне в этом отношении вспоминается Л.В. Щерба с чего четырьмя аспектами языковых явлений — языковой материал, языковая система, речевая деятельность, языковая организация (ментальный лексикон) [Щерба 2004: 24–30]. Язык существует только в одной из этих форм, подобно тому как H2O существует только в форме воды, пара или льда (снега). Никакого «языка вообще» нет, а есть либо речь, либо текст, либо ментальный лексикон, либо языковая система (описательная грамматика, словарь и т.д.). Отличия языка животных от языка человека ищут почти исключительно в речевой деятельности. Языковая (скорее квазиязыковая) организация животных скрыта от исследователя, как, впрочем, и языковая организация человека, но об этой последней можно сделать кое-какие предположения. О двух других аспектах (лучше сказать — формах) языка животных почему-то не говорят. Да оно и понятно, — не о чем. Отличие языка животных от человеческого состоит не столько в том, что животные не способны порождать рекурсивные высказывания или сложноподчинённые предложения с деепричастными оборотами, сколько в том, что язык животных представлен лишь в двух формах — языковая организация и речевая деятельность. Да и то, о языковой организации (ментальном лексиконе) животных невозможно сказать ничего внятного. По косвенным данным (продуктам их «речевой деятельности», «высказываниям») мы можем заключить, что он у них должен быть, но по тем же косвенным данным ясно, что по своей сложности он не идёт ни в какое сравнение с человеческим. Например, когда человек усваивает иностранный язык, в его ментальном лексиконе создаётся новая подсистема, которая на определённом уровне своего развития далеко не во всём пересекается с другими подсистемами. Но мне неизвестны исследования, показывающие усвоение животными новых слов именно как иностранных, относящихся к другой системе, а не просто прибавляющихся к тем, что уже имеются в лексиконе. О языковой системе, созданной животными, и говорить не приходится. А вот люди, получая школьное образование, благодаря ей заново открывают для себя свой собственный язык. Более того, благодаря этому переоткрыванию языка, благодаря тому, что человек знакомится с родным языком именно через языковую систему, для многих людей она является единственной формой существования языка. Да что уж там обыватели, почти весь XX век лингвисты сами считали только это языком. У животных нет и языкового материала — текстов. Крайне сомнительно даже существование самых примитивных речевых жанров, необходимость закрепления которых на материальном носителе, как мне представляется, и есть предпосылка возникновения текстов. Текст возникает как средство сохранения во времени и пространстве некоторой совокупности актов взаимодействия с другими людьми или опыта собственных внутренних состояний. А будучи зафиксированным, текст начинает сам организовывать такие акты взаимодействия: люди понимают, как его осуществлять, не на основе собственного опыта, а на основе опыта, обобщённого и зафиксированного в тексте. Можно, конечно, сказать, что речевые жанры у животных всё-таки есть: они используют разные сигналы, например, во время охоты, ухода за сородичами и т.п. Однако эти отдельные «высказывания» не могут быть использованы в рамках другого «жанра», что как раз и наблюдается у людей. Более того, в зависимости от того, в каком жанре та или иная фраза использована, она меняет свой смысл, порой кардинальным образом. Характерный пример — юмор или манипуляция. Я уж не говорю о том, что жанры представляют собой сложные системы, не ограничивающиеся лишь использованием таких-то фраз в таких-то условиях. Здесь может возникнуть возражение, что языковой материал Л.В. Щербы — это не только тексты. Действительно, Л.В. Щерба называет языковым материалом совокупность всего говоримого и понимаемого в некоторую эпоху истории данного коллектива [Там же: 26]. Именно говоримого и понимаемого, а не сказанного и понятого. Тексты — это как раз сказанное и понятое, они лишены динамического компонента. Но я говорил о текстах для простоты. И раз это не только тексты, а совокупность говоримого и понимаемого, то у животных языковой материал тоже есть. Этот языковой материал животных тоже можно зафиксировать (записать их крики и всё такое), сделать из него своего рода тексты. Но мне всё-таки кажется, что это не совсем то. Вот если бы животные сами научились фиксировать совокупность всего «говоримого» и «понимаемого» ими — тогда да. И если бы они могли использовать этот материал дальше, развивать его и обогащать… Кроме того, у животных их «языковой материал» не меняется. Сам я не проверял, но думаю, что 10 тысяч лет назад какие-нибудь макаки кричали, а киты пищали точно так же, как они кричат и пищат сейчас. У человека языковой материал меняется с невообразимой по природным меркам скоростью (хотя, конечно, всеобщее образование теперь существенно затормозит этот процесс). Есть и ещё одно обстоятельство. Языковой материал (в устной или письменной форме) позволяет накапливать и обогащать языковой и культурный опыт, а не изобретать его заново. Да, есть обезьяны, которые учат детёнышей мыть клубни, чего они не умели несколько десятилетий назад (прочитал в какой-то статье Ж.И. Резниковой). Но они делают это путём подражания. Вот если бы они могли передавать этот опыт с помощью своего «языка», а для усвоения этого опыта детёнышам не обязательно было бы контактировать с особью, уже умеющей это делать, или наблюдать сам этот процесс — тогда бы можно было говорить о полноценном языковом материале у животных. Да и то далеко не у всех. Кстати, когда говорят про язык животных, обычно не уточняют, что за животные имеются в виду — серый кит, пеночка-весничка, летучая мышь? Возникает вопрос (пусть он и уводит немного в сторону): может ли языковая организация существовать без языковой системы? Допустим, есть какое-то племя туземцев, которые даже толком не осознают, что умеют говорить на языке. К ним приезжает лингвист и записывает их речь, составляет описательную грамматику их языка, а заодно и словарь. Следовательно, языковая система там уже была — в виде некоторого потенциального состояния, иначе невозможно было бы и описательной грамматики составить. И то, что она не была до этого момента составлена, — это неважно. На первый взгляд, это сродни вопросам «существовала ли радиоактивность до открытий Кюри?», «существовал ли естественный отбор до теории Дарвина?», «была ли Земля плоской до Кеплера-Коперника-Галилея?». Отвечать на них отрицательно или утвердительно — на мой взгляд, дело вкуса. Но лично я считаю, что вопрос о языковой системе и её существовании, например, в бесписьменном обществе сродни вопросу «существуют ли денежные знаки в том же племени туземцев?» Не просто ракушки, на которые они обменивают какие-то вещи, а именно денежные знаки — универсальный эквивалент стоимости любых вещей. Причём такой эквивалент, который материально не имеет ценности (это просто кусок бумаги), но получает эту ценность благодаря тому взаимодействию между людьми, которое с его помощью осуществляется. Раньше сложной системы особого рода социального взаимодействия денежные знаки появиться не могут. Точно так же и с языковой системой. До деятельности особого рода не существовало и особого способа осмысления наблюдаемых языковых фактов. И только постепенно эта особая деятельность вырабатывает языковую систему и совершенствует способы её выработки. Языковая система является качественно новым феноменом, который позволяет носителю языка усваивать языковые нормы сразу и в готовом виде, а не посредством собственного опыта общения. В отличие от речевой деятельности, вырабатывающей спонтанно языковые нормы, и языкового материала, фиксирующего их, языковая система вырабатывает предписания, которые не могут быть изменены рядовым носителем языка, а усваиваются им как своего рода априорные императивы. Однажды выработанная в языковой системе и положенная в основу образования, система предписаний воспринимается как первичная по отношению к системе норм языка. Итак, вернёмся к поставленному вопросу: может ли языковая организация существовать без языковой системы? Я склонен отвечать на него утвердительно: да, языковая организация отлично существует и без языковой системы, иногда даже вопреки ей (-ться / -тся, одел / надел и прочие весёлости слышны тут и там, хотя, люди, их говорящие, несомненно, знают правила, но всё равно всё путают). __________ Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Изд. 2-е, стереотипное. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 432 с. Источник: m.vk.com Комментарии: |
|