Каких ошибок следует избегать при проведении цифровой трансформации?

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2019-12-12 23:35

цифровизация

В 1950-х годах средняя продолжительность жизни компаний из списка Fortune 500 составляла 60 лет. Сегодня она снизилась до 20-ти. По данным IDC, к 2023 году компании будут тратить на технологии и сервисы, необходимые для проведения цифровой трансформации, $2,3 млн ежегодно. Становится очевидно: чтобы обеспечить конкурентоспособность в эпоху Четвертой промышленной революции, необходимо интегрировать цифровые технологии во все сферы своего бизнеса.

Рассказываем, каких ошибок нужно избегать компании на пути к цифровой трансформации.

Каких ошибок следует избегать при проведении цифровой трансформации?

Типичные ошибки на пути цифровой трансформации

Недальновидное руководство

Eastman Kodak Company стала одной из первых знаменитых жертв цифровой трансформации. В 1976 году в Kodak разработали первый прототип цифрового фотоаппарата с размером матрицы 0,1 Мп. Компания держала в руках передовые технологии, но что случилось? В статье New York Times «Первый цифровой момент Kodak» Стивен Сассон, изобретатель цифровой камеры, объяснил, почему презентация его революционного изобретения руководству потерпела неудачу. Ему сказали: «Печать была с нами более 100 лет. Никто не жаловался на бумажные фотографии, они были недорогими; так почему же кому-то захочется смотреть фотографии на телевизоре?».

В 1989 году Сассон и его коллега, Роберт Хиллз, представили первую в мире цифровую зеркальную однообъективную фотокамеру, которая была похожа на сегодняшние профессиональные модели. Однако департамент маркетинга отказался продавать новое изобретение — они боялись, что это негативно повлияет на продажи кино- и фотоплёнки. 

Хотя в конечном итоге Kodak всё же вывел потребительскую цифровую камеру на рынок, момент был упущен. Компания потеряла значительную долю рынка. В 2012 году Eastman Kodak Company объявила о банкротстве.

«Частая проблема, с которой сталкиваются компании — отсутствие мотивированного лидера, который будет постоянно стимулировать изменения. Цифровая трансформация — морально сложный процесс, на пути которого стоят консерватизм, привычка работать по-старому, недоверие к технологиям и внешним консультантам».

Александр Борисов, эксперт оператора сервисов киберзащиты CyberART

Организационные ошибки

Cамые серьезные ошибки обычно носят организационный характер. Когда выбирают подрядчика, сам заказчик часто не заинтересован во внедрении качественного решения.

«Обычно, если это крупная или средняя компания, от заказчика выбирается сотрудник, который будет отвечать за цифровую трансформацию. Он может быть не заинтересован во внедрении качественного продукта. Для него главное — соблюсти формальности. Если повезло в процессе найти взаимопонимание, все будет хорошо, а если нет, то внедрение или разработка могут закончиться не очень удачно, потому что изначально были прописаны не совсем адекватные требования. А у подрядчика нет возможности обсудить задание с руководством заказчика, и общаться приходится с незаинтересованным сотрудником», — рассказал директор компании SkySoft Дмитрий Нор.

Нет чёткой стратегии

Организации важно иметь стратегию цифровой трансформации с четко поставленными целями и сроками. Кроме того, нужно понимать, что автоматизация отдельных задач или всей компании — не панацея от устаревших процессов или бюрократических проблем.

«Цифровая трансформация подразумевает перестройку бизнес-процессов. Поэтому, чтобы получить эффект от внедрения технологий, нужна подготовительная работа в виде оптимизации. Со стороны вендоров и интеграторов важно наличие квалифицированных бизнес-аналитиков, разбирающихся в особенностях процессов, которые нужно автоматизировать. По сути такие специалисты должны знать специфику бизнеса заказчика на уровне эксперта, который работает в этой отрасли. Но обеспечить такое количество специалистов не под силу большинству ИТ-компаний. Поэтому решением в данном случае станет привлечение консалтинговых организаций, которые помогут технологическим компаниям учесть особенности законодательства, отрасли и бизнес-стратегии заказчика», — объяснил Александр Борисов.

«Считать, что системы с искусственным интеллектом, IoT-платформы или облачные решения повысят экономические выгоды любой компании и сделают ее лидером на рынке без выработки стратегии цифровой трансформации, — это утопия. Но почему-то большинство компаний об этом забывает, из-за чего включение новых технологий в бизнес- и производственную деятельность нисколько не отражается ни на увеличении прибыли, ни на уменьшении рисков».

Алексей Никифоров, руководитель подразделения технологических решений Hitachi Vantara 

Нет ориентации на клиента

Когда речь идет о цифровой трансформации, многие думают в первую очередь об оптимизации: надо оцифровать наши рабочие процессы; снизить время производства, используя Индустрию 4.0.; облачные технологии, искусственный интеллект, Big Data и так далее.

В книге «Германия 4.0: Как проводится цифровое преобразование» её авторы Toбиас Кольман и Хольгер Шмидт задаются вопросом: выжил бы Kodak в сегодняшней среде, если бы они оптимизировали бизнес-процессы, ERP-системы, опирались бы на Индустрию 4.0? Конечно, нет. Неэффективные бизнес-процессы или производственные линии не были их проблемой. Проблема была в продукте — целлулоидной пленке.

Оптимизация дает полезные результаты, но гораздо важнее, как использовать цифровую трансформацию для улучшения своих продуктов и услуг.

«Трансформация — постоянный процесс преобразований. Каждый новый виток развития технологий создает почву для оптимизации бизнес-процессов компании. От бизнеса требуется умение максимально быстро адаптироваться к новым условиям и запросам рынка. Основные факторы, подталкивающие к началу трансформации, это перспективы развития на новых рынках и усиление конкурентного давления. А сохранить конкурентоспособность можно только с помощью цифровой стратегии, ориентированной на клиента».

Елена Дробот, генеральный директор «Ростелеком Контакт-центр».

Отсутствует единое мнение

Еще одна из ошибок, которую допускают компании, — это полное отсутствие единого мнения о том, что такое цифровая трансформация и зачем она нужна. Цифровая трансформация призвана улучшить качество обслуживания клиентов и эффективность предприятия. Но это невозможно без стратегической интеграции в бизнес-цели компании, системного подхода. Внедрение новых технологий ради внедрения — это не цифровая трансформация. А вот если вы внедряете новшества для достижения конкретных целей — это уже стратегия. И этот момент должно активно продвигать руководство: каждый сотрудник должен понимать, что он делает, почему это важно и как это вписывается в общие цели.

В итоге цифровых преобразований у компании должен появиться не просто «цифровой фасад», а принципиально новые бизнес-модели, процессы и образ мышления сотрудников. Цифровая трансформация требует переосмысления своей роли — как от компании в целом, так и от каждого специалиста.

«Для того, чтобы избежать сопротивления этим изменениям, необходимо давать как можно больше информации о том, зачем организации трансформироваться, на кого эти изменения повлияют, что все от этого получат. Нужны внутренние драйверы. Найти лидера трансформации внутри компании — задача крайне важная. Зачастую у первых лиц компаний не хватает знаний, а ИТ-директору не под силу совершить цифровую трансформацию в одиночку. Решить проблему может диалог между ИТ и бизнесом».

Елена Дробот, генеральный директор «Ростелеком Контакт-центр».

Максим Буртиков, директор по внешним связям Восточной Европы и Средней Азии, RIPE NCC

«Чаще всего процесс трансформации ложится на плечи ИТ-отдела и касается только некоторых аспектов бизнеса. Но чтобы были положительные результаты, трансформация должна затрагивать все отделы компании. Препятствиями на пути к цифровой трансформации могут быть неготовность сотрудников к переменам и даже сопротивление нововведениям. Главная ошибка в этом случае — игнорирование проблемы, отсутствие системного подхода.

Руководству и ответственным за процесс лицам необходимо быть максимально открытыми, объяснять преимущества и цели, которые преследует компания, ступая на путь digital-изменений. Необходимо помнить, что не бывает универсального подхода к цифровой трансформации. Каждая компания вынуждена внедрять ее по-своему, согласно своим задачам, и без четкого плана, дорожной карты, конкретных целей и ответственных лиц, которые будут следить за процессами внедрения инноваций, цифровая трансформация обречена на провал».

Технологии ради технологий

Технологии — это круто, но это не значит, что все должны внедрить в своей компании, например, дополненную реальность. Одна из самых больших ошибок цифровой трансформации заключается в том, что предприятия внедряют популярные технологии, потому что думают, что должны (так модно, так все делают), когда на самом деле эти технологии вообще не имеют стратегического значения именно для них. 

«Основная ошибка, которую допускают компании — это трансформация ради трансформации в отрыве от существующих потребностей, задач и проблем бизнеса. Прежде чем внедрять новые технологии, владельцы бизнеса должны ответить себе на вопросы: “зачем нам это нужно?”, “какие задачи мы хотим решить через цифровую трансформацию?”, “как мы поймем, что достигли в этом успеха?”. Ведь цифровая трансформация — это не просто внедрение новой CRM-системы, чат-ботов или блокчейна. Должна произойти радикальная перестройка бизнес-модели с использованием новых информационных технологий», — отмечает Максим Буртиков.

Дмитрий Кириллов, президент VR/AR-компании Modum Lab

«Цифровизация — процесс закономерный и неизбежный. Осмысленное и планомерное внедрение цифровых технологий в бизнес-процессы даёт возможность отстраиваться от конкурентов, выводить продукты на зарубежные рынки и конкурировать с иностранными компаниями, оптимизировать многие процессы, выиграть время и сократить расходы. И хоть российская экономика по уровню цифровизации в ряде отраслей отстаёт от наиболее передовых стран, в необходимости цифровой трансформации уже никто не сомневается.

В Европе, в среднем, один неудачный проект, связанный с внедрением технологий, обходится крупным промышленным компаниям в 500 тыс. евро. В России стоимость “неудачи” в денежном эквиваленте обычно несколько ниже, но на практике такой опыт крайне негативно отражается на благосостоянии бизнеса и может пустить под откос существующие стратегии развития. Любые цифровые решения, включая VR/AR, — относительно недешевые (их стоимость исчисляется миллионами рублей), а потому приобретаться бизнесом технологии должны не ради “хайпа”, а для закрытия и решения конкретных задач: оптимизации процессов и экономии времени, средств.

Необходима переподготовка персонала, решительные, но осмысленные действия руководства компаний (или отдела цифровой трансформации, если он есть), отсылка к негативному и позитивному опыту конкурентов по рынку, изучение опыта зарубежных коллег, взаимовыгодное сотрудничество и инвестиции в только нужные технологии. Только в таком случае инновации могут стать драйвером развития в компаниях, а далее — служат появлению новых прорывных технологий».

«Одна из основных ошибок — отсутствие привязки к реальным потребностям бизнеса. Даже в тех компаниях, где видят необходимость преобразований, не всегда есть четкий алгоритм действий и понимание конечных результатов. Специфика российского рынка такова, что на нем не так много компаний с абсолютно одинаковыми бизнес-процессами. Универсальной схемы цифровой трансформации нет. Важно не бросаться оптимизировать все и сразу, а сконцентрироваться, расставить приоритеты исходя из реальных задач».

Елена Дробот, генеральный директор «Ростелеком Контакт-центр» 

Вариант применения AR в автомобильной промышленности

Источник: Spectral Applications

Программные перипетии

Эксперты не рекомендуют переводить весь бизнес-ландшафт на решения, основанные на открытом исходном коде, полагаясь исключительно на внутреннюю экспертизу. На этом пути встречается довольно много подводных камней, и он может быть оправдан только для очень крупных компаний, но и для них станет весьма затратным. 

«Правильнее начинать работать с open source постепенно: начать с небольших пилотных проектов, потихоньку внедряя у себя продукты с открытым исходным кодом, и наращивать экспертизу внутри, — поясняет директор по продуктам компании Arenadata Дмитрий Павлов. — Необязательно мигрировать в open source старые системы бизнеса: достаточно переводить в него новые направления, а оставшиеся будут потихоньку отмирать сами с ростом компании. В этом случае не придётся сразу нанимать большую команду, что занимает много времени и стоит дорого. На первых порах можно привлекать партнёров, перекладывая на их плечи часть задач, не становясь при этом заложником одного решения и наращивая внутреннюю экспертизу постепенно».

Эксперт акцентирует внимание на том, что порой технологиями пытаются закрыть все проблемы, происходящие в компании. Однако исключительно ПО на это неспособно — неизбежно потребуется проводить ещё и организационные изменения, направленные, например, на повышение прозрачности данных, культуры работы с ними. Часто для этого выделяются штатные единицы, например, директор по данным (chief data officer), или выстраиваются целые подразделения. 

Ставка на одну технологию

По словам Дмитрия Павлова, еще одна из типичных ошибок российских компаний на пути к цифровой трансформации заключается в том, что бизнес выбирает решения одного вендора, и сталкивается с ситуацией, которую называют vendor lock-in: он полностью зависит от проприетарного стека (платное закрытое ПО), причем от проприетарного стека исключительно одной компании, и ему приходится довольствоваться единым набором экспертов в отрасли, а если что-то пойдёт не так, то результат будет плачевным.

«Чтобы не допустить такую ошибку, советую не ставить всё на одну технологию. Хотя иногда в пылу оптимизации затрат кажется, что внедрение одного решения разумнее и экономнее, но это приводит к неоправданным рискам».

Дмитрий Павлов, директор по продуктам компании Arenadata 

Нет обучения кадров

По словам Лады Пундровской, исполнительного директора Академии АйТи, на пути продвижения к цифровой зрелости компании допускают самые банальные ошибки: отсутствие необходимых цифровых знаний и навыков, подготовки кадров к автоматизации, и отсюда — моральное сопротивление и даже бойкотирование перемен. Зачастую отсутствие элементарных знаний у персонала, например, основ кибербезопасности может поставить под угрозу информационные системы и ресурсы организаций, и это уже не просто ошибки, а риски с серьезными последствиями.  

«Обучение кадров может иметь решающее значение. Инвестируйте в повышение квалификации, подготовку навыков, которые будут необходимы через 5-10 лет. Обратите внимание, рынок нуждается в управленцах нового поколения, которые могут выступать в роли “переводчиков” между потребностями бизнеса и поставщиками цифровых решений, в роли новаторов, со знанием бизнес-моделей, построенных на цифровых технологиях», — подчеркивает Лада Пундровская.

Не стоит забывать о правильном фокусе и коммуникациях в ходе проектов по цифровой трансформации.

«Нередко одностороннее восприятие этого процесса приводит к слишком большому увлечению команд словом “цифровая”, забывая о “трансформации”. И главное здесь: всегда помнить, что технологии — это лишь средство, а главный актив трансформации — это люди и культура. Главный смысл трансформации — научиться мыслить по-новому и адаптировать бизнес к реальности цифровых технологий. Например, блокчейн вряд ли будет полезным, если люди пишут “служебки” по каждому поводу, а принятие решений происходит только на самых высоких уровнях».

Полина Хабарова, HR-директор, директор по трансформации и развитию бизнеса ИТ-компании КРОК

Как достичь максимума при проведении цифровой трансформации: 

  • Выбрать мотивированного лидера, который будет постоянно стимулировать изменения;
  • Прописать стратегию цифровой трансформации с чёткими целями и сроками их достижения; 
  • Ориентироваться на клиента и использовать цифровую трансформацию для улучшения продуктов и услуг;
  • Работать с сотрудниками и объяснять им преимущества digital-изменений, организовывать диалог между ИТ и бизнесом; 
  • Внедрять цифровые технологии для решения конкретных задач и с учётом бизнес-моделей и потребностей компании, а не ради технологий; 
  • Начинать с небольших пилотных проектов, потихоньку внедряя у себя продукты с открытым исходным кодом, и наращивать экспертизу внутри;
  • Не делать ставку исключительно на одну технологию, чтобы не оказаться в ситуации vendor lock-in; 
  • Помнить, что ПО не может решить все проблемы компании — нужны ещё и организационные изменения, направленные, например, на повышение прозрачности данных и культуры работы с ними;
  • Инвестировать в повышение квалификации сотрудников, подготовку навыков, которые будут необходимы через 5-10 лет;
  • Помнить, что технологии — это лишь средство, а главный актив трансформации — это люди и культура.

Фото на обложке: VitalikRadko, Depositphotos


Источник: rb.ru

Комментарии: