Как изучать наших предков? О физической антропологии и популяционной генетике. |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2019-12-26 21:20 Уже несколько раз в этой группе я (и не только) поднимал тему популяционной генетики и вопросов происхождения различных народов. В рамках тематики нашей группы этого нельзя было избежать, так как археология и популяционная генетика задаются зачастую одними и теми же вопросами. Какой-то народ можно рассматривать в разных срезах: и как культурную общность, и как генетическую популяцию, и генетические исследования последних лет действительно открыли нам глаза на многие неизвестные или неявственные до этого аспекты истории людей. Однако давным давно в XIX-XX вв. не было никакой генетики, расшифровка генома человека была чем то из области фантастики, а в такой стране как СССР в нее вообще было принято не верить. Тем не менее, вопросами происхождения и взаимодействия разных народов ученые все равно задавались. Из-за этого появилась целая плеяда методов разной степени сомнительности, которыми тогда оперировали исследователи. Все их можно объединить под названием физическая антропология (или, в просторечье, черепомерка). Они заключаются в попытках отнести людей к разным предположительно родственным группам и установить их происхождение и взаимодействие на основании их физических черт (обычно, при помощи измерения их черепов). В свое время (то есть примерно до 90-х гг. XX в.) физическая антропология фактически была единственным научным методом установления человеческого происхождения и родства, а потому и лучшим. Однако сейчас эти методы — одни из самых ненадежных и сомнительных в науке. В принципе, фундаментальную проблему с ней может заметить даже школьник, прочитавший вводную главу по генетике в учебнике биологии: ведь физическая антропология пытается на основании фенотипа говорить о родстве и происхождении, то есть области, регулируемой генотипом. Однако схожие фенотипы могут появляться у генетически совершенно разных людей, в то время как генетически близкие друг к другу люди могут разительно отличаться внешне, что, скорее всего, было крайне распространенным явлением в истории человечества. Отсюда следует и основной метод физической антропологии: типирование. Оно заключается в отнесении отдельных людей к тем или иным расам на основании подсчета схожести черт их черепной морфологии. На этом основано типологическое понимание расы (и вообще введения этого слова в таком значении в научный оборот в свое время): раса в типологическом понимании — это определенный набор физических характеристик, которые могут быть характерны для людей, определенный шаблон, идеальный тип, под который реальные люди могут подходить или не подходить. Таким же образом работает типология в археологии. Однако если в археологии это абсолютно оправдано, то в вопросах человеческого родства — довольно шатко и ненадежно. Однако физическую антропологию можно было бы продолжать признавать полезным и рабочим методом, если бы его результаты были фальсифицируемы и выдерживали бы проверку данными генетики, однако этого мы зачастую не видим. Физические антропологи не отследили обе великие миграции в Европу, драматически поменявшие ее генетический облик: распространение ранних земледельцев из Анатолии в начале неолита и индоевропейское вторжение в раннем бронзовом веке. Физические антропологи также всерьез считают, что центральноевропейцы близки с "кроманьонским человеком" эпохи палеолита, то есть выделяют т. н. "кроманидный" расовый тип. В реальности же, хотя современные европейцы и являются единственными на земле людьми, имеющими родство с западноевропейскими палеолитическими и мезолитическими охотниками-собирателями, их населения было попросту слишком мало, чтобы радикально повлиять на генотип современных европейцев ( по некоторым подсчетам, во время максимума последнего оледенения в Западной Европе проживало около 3000 людей. С началом мезолита население, конечно, значительно увеличилось, но по сравнению с позднейшими миграциями — оставалось очень малым) Их гены практически растворены в геноме гораздо более, по очевидным причинам, многочисленных земледельцев и скотоводов неолита и бронзы, мигрировавших впоследствии в Европу. Наибольшую генетическую схожесть же с "кроманьонцем" имеют современные жители южного и восточного побережья Балтики ("ост-балтиды" с точки зрения типологического подхода, как я понимаю), однако даже у них степень генетического сходства не превышает 50%. Когда дело касается верхнего палеолита, то у физических антропологов получается довольно странные вещи, мягко говоря. То что физические антропологи абсолютно серьезно считали людей из итальянской пещеры Гримальди — древними негроидами, а людей из Сунгиря на русской равнине имеющими какое-то отношение к австралоидам — как раз иллюстрация того, что физическая схожесть не гарантирует родство. Особенно — в небольших популяциях охотников-собирателей, в которых очень быстро появляются и распространяются новые черты, что попросту сбивает физическим антропологам все карты, но где все куда более понятно для популяционного генетика. Конечно, и для генетики картина настолько древних времен далека от абсолютной ясности, однако пока физические антропологи видели каких-то фантомных негроидов и австралоидов в Европе, генетики открыли целый новый вид человека — Денисовца — на основании всего одной фаланги мизинца и установили родство почти всех современных жителей Европы, Азии и обоих Америк с одной группой охотников-собирателей эпохи палеолита из Сибири, которые кроме того были первыми носителями генов, отвечающих за светлую пигментацию у современных людей. Все это наводит на вопрос: а насколько данные краниометрии вообще генетически обусловлены и наследственны? Этим же вопросом задавался в свое время и «отец американской антропологии» Франц Боас, написавший в 1910 г. классический труд «Changes in Bodily Form of Descendants of Immigrants», в которой показал, что особенности строения черепа могут значительно отличаться даже у близких родственников и детей с родителями, если их взросление проходило в разных географических и социальных условиях. На протяжении XX в. многие исследователи пытались поставить под сомнение данные Боаса, и в 2003 г. группа американских антропологов решила их проверить.(https://web.archive.org/web/20140730140427/http://www.gravlee.org/files/pdfs/gravlee03a.pdf). Используюя новые методы анализа статистических данных при помощи компьютеров, они подтвердили выводы Боаса и даже нашли новые свидетельства в пользу его взгляда. Таким образом, особенности строения черепа могут быть по крайней мере в какой-то немалой степени не наследственными, а приобретенными в ходе раннего развития. Кроме того, я не нашел никаких исследований, занимавшихся бы доминантностью/рецессивностью черт строения черепа и их проявлением у детей краниометрически различных родителей. Судя по всему, физическая антропология не сильно этими вопросами обеспокоена. В итоге; данные физической антропологии могут быть только не самыми убедительными свидетельствами родства и происхождения и должны поверяться генетическими исследованиями. Понятие расы же в научном понимании имеет смысл только в том случае, если раса — это генетическая популяция (то есть такая общность людей, в которой большая часть брачных пар образуется с другими ее членами, а не вне ее). Если какая-то выделенная по схожим чертам внешности раса не является популяцией — то она не существует, и такое выделение — не валидно. Строго говоря, генетически люди делятся именно на популяции, и использование термина "раса" в научном ключе, каким его ввели в обиход физические антропологи и их предшественники — во многих случаях довольно сомнительно. "Черепомерка" имела свое место в науке и свою актуальность до появления развитой популяционной генетики, но теперь это в большинстве случаев все-значительно устаревшие методы. Источник: m.vk.com Комментарии: |
|