Спустя 60 лет интерес к искусственному интеллекту (artificial intelligence, AI) разгорелся с новой силой. В последнее время в сфере ИИ произошло много удивительных научных прорывов. Пожалуй, самым громким из них стала победа программы DeepMind AlphaGo над одним из сильнейших игроков в го.
Кроме того, технологии искусственного интеллекта все шире применяются на практике. Их уже давно приспособили для решения бизнес-задач. Но сейчас феномен ИИ открывается для массовой аудитории. Сервисы на базе нейросетей входят в жизнь обывателей и получают громадный виральный эффект.
За примерами далеко ходить не надо - достаточно вспомнить недавний успех отечественных проектов Prisma и Findface, а также белорусского стартапа MSQRD.
Все это стало возможным благодаря росту производительности компьютеров, быстрому накоплению данных за счет интернета (данные - главный учебник для ИИ) и развитию машинного обучения.
Кадр из фильма об искусственном интеллекте Ex Machina, пропущенный через нейросеть проекта Dreamscope
Кстати, а что такое искусственный интеллект?
По наблюдениям агентства CB Insights, инвестиции в ИИ сегодня бьют все рекорды. За последние 5 лет количество сделок в этой сфере выросло с 67 до 397, общий объем финансирования AI стартапов - с $282 млн до $2,4 млрд.
С начала 2016 года инвестиции привлекли больше 200 разработчиков систем искусственного интеллекта (на общую сумму около $1,5 млрд). Собственные разработки в области ИИ ведут IBM, Google, Facebook, Apple, Samsung, Amazon, IBM и Microsoft. ИТ-гиганты пачками скупают стартапы, у которых есть хоть какие-то разработки на базе нейросетей.
С помощью экспертов Rusbase составил список перспективных отечественных стартапов и проектов с русскими корнями, которые зарабатывают (или собираются) на своих продуктах в области искусственного интеллекта.
Фото из арт-проекта «Your Face Is Big Data», сделанного при помощи Findface
N-Tech.Lab
Разрабатывает технологии распознавания лиц с помощью нейронных сетей. Выпускник факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ Артем Кухаренко основал эту компанию в 2015 году. Команда проекта разработала интеллектуальный алгоритм FaceN, который умеет анализировать черты лица лучше человека.
В декабре 2015 года FaceN выиграл мировой чемпионат по распознаванию лиц The MegaFace, обойдя команду Google. Алгоритм N-Tech.Lab лучше остальных 100 команд выделил изображения одних и тех же людей в миллионной базе фотографий. В феврале этого года N-Tech.Lab запустила сервис Findface. Он с 70-процентной точностью находит профили человека «Вконтакте» по фотографии. Базовый функционал приложения доступен бесплатно, премиум-версия стоит от 149 до 459 рублей в месяц.
В апреле это приложение дважды обошло заголовки всех российских СМИ. Сначала питерский фотограф Егор Цветков прогремел проектом «Your Face Is Big Data». Он сфотографировал случайных попутчиков в метро и с помощью Findface нашел их профили в соцсетях. Это вызвало широкую общественную дискуссию о приватности в интернете.
Через несколько дней Findface снова оказался в эпицентре скандала. Пользователи форума «Двач» применили сервис для деанонимизации порноактрис. Они разослали откровенные кадры друзьям и родственникам девушек.
Сейчас N-Tech.Lab собирается задействовать свой алгоритм в b2b-продуктах - в первую очередь, для розничной торговли, безопасности и финансов.
VisionLabs
Александр Ханин, Иван Лаптев, Алексей Корничев и Алексей Нехаев зарегистрировали компанию в 2012 году. На старте они вложили в нее 3 млн рублей. VisionLabs разрабатывает технологии распознавания лиц для бизнеса (ритейла, финансового сектора, видеонаблюдения и безопасности). Они предлагают им свою платформу VisionLabs Luna и облачный сервис Face_Is. По данным компании, их продукты обрабатывают изображения в 200 раз быстрее конкурентов.
Сразу после создания стартап стал резидентом IT-кластера «Сколково». Инвестиций он пока не привлекал, зато получил 30 млн рублей грантов от Фонда Бортника, субсидию Минобрнауки и до 1 млн рублей от ФРИИ. По результатам теста Массачусетского университета VisionLabs вошла в тройку лучших мировых коммерческих систем по распознаванию лиц.
Сейчас продуктами VisionLabs пользуются 14 розничных банков России и СНГ. В прошлом году стартап запустил пилотные проекты в банках и аэропортах США и Юго-Восточной Азии, а в данный момент готовит пилоты для клиентов из ритейла и HoReCa. Среди технологических партнеров VisionLabs - ABBYY, SAS, SAP, Intel.
В июне 2016 года VisionLabs запустила совместный проект с Facebook и Google - открытую платформу для разработчиков систем компьютерного зрения.
Cubic - домашний робот-ассистент
Cubic Robotics
В 2011 году красноярец Юрий Буров продал свою первую ИТ-компанию и переехал в Москву, чтобы заняться робототехникой. В 2012 году он вместе с инженерами Андреем Грязновым и Константином Крестниковым запустил компанию Cubic Robotics. Они разработали Cubic - домашнего робота-ассистента с голосовым управлением.
Искусственный интеллект Cubic работает из облака. Робот умеет шутить, заводить будильник, напоминать о делах, включать и переключать музыку, рассказывать о пробках и погоде, читать новости и отвечать на вопросы.
Его первый прототип состоял из смартфона, динамика и мобильного приложения. В 2013 году Cubic обрел отдельный пластиковый корпус. Тогда же красноярский бизнесмен Константин Сенченко вложил в стартап $600 тысяч, получив 42% акций. 33% компании принадлежат Бурову, Крестников и Грязнов владеют 15% и 10% соответственно.
В 2014 году команда представила рынку VOIS - голосовую операционку для интернета вещей, на которой работает Cubic. Ее можно интегрировать со всеми устройствами, которые могут подключаться к интернету. Сообщалось, что разработкой заинтересовались Samsung и КАМАЗ. В 2015 году Cubic Robotics собрала на Indiegogo $185 тысяч и начала патентовать свою технологию обработки естественного языка. У компании два офиса - в Москве и Пало-Альто.
Концепция Cubic расширилась от домашнего робота-помощника до системы голосового управления другими гаджетами, умным домом и онлайн-сервисами. Cubic реализован в двух форматах - в стационарном девайсе Home Cube (питается от розетки и слышит хозяина на расстоянии 5-8 метров, цена $195) и в гарнитуре Power Badge (цена $99).
Интерфейс DigitalGenius
DigitalGenius
Уроженцы России Дмитрий Аксенов и Михаил Наумов запустили DigitalGenius в США в 2013 году. Они применяют искусственный интеллект для автоматизации клиентской поддержки в чатах, соцсетях, по электронной почте и смс.
Алгоритм обучается на скриптах прошлых разговоров. Он сам подбирает ответы на вопросы пользователей и ранжирует их по степени достоверности. Если она высока, ответ отправляется автоматически, если нет - используется как подсказка для живого консультанта. Подтверждая или изменяя текст ответа, сотрудник совершенствует систему.
Продуктами DigitalGenius пользуются, в частности, BMW, Panasonic и Unilever. Год назад стартап занял второе место в TechCrunch Disrupt New York Battlefield и привлек $3 млн от американских фондов.
В начале этого года журнал Forbes включил Аксенова и Наумова в свой список 600 самых ярких предпринимателей младше 30 лет. В мае компания подняла еще $4,1 млн. В раунде участвовала бывший pr-менеджер фонда Runa Capital и бизнес-ангел Маша Дрокова. Офис DigitalGenius находится в Нью-Йорке, в команде работают 20 человек.
Api.ai
В 2010 году россияне Илья Гельфенбейн, Павел Сиротин и Артем Гончарук запустили проект Speaktoit. Они начали с разработки голосового интерфейса для мобильных приложений. Бета-версия их первого продукта - Siri-подобного виртуального помощника Assistant.ai - появилась в магазине Android в мае 2011 года.
Благодаря самообучающемуся алгоритму Assistant подстраивается под пользователя - запоминает его любимые места, функции и услуги, использует накопленный опыт для улучшения рекомендаций и понимает естественный язык.
Сначала разработка не вызвала особого ажиотажа. Но в октябре Apple 2011 года презентовала iPhone 4S, изюминкой которого стал голосовой помощник Siri. Люди начали так активно скачивать Assistant, что стартап столкнулся с нехваткой вычислительных мощностей. Компания стала резидентом ИТ-кластера «Сколково» и получила от фонда грант. А в 2012 году фонды Intel Capital и Alpine вложили в Speaktoit $3 млн.
Летом 2014 года стартап поднял еще $2,6 млн от группы инвесторов во главе с Motorola Solutions Venture Capital. Видимо, конкурировать с Siri оказалось слишком тяжело: тогда же команда переориентировалась на решения для интернета вещей и перезапустила проект в Кремниевой долине как Api.ai. Они стали продавать свои разговорные интерфейсы разработчикам приложений, сервисов и умных устройств.
В августе 2015 года Api.ai получил $3 млн инвестиций от своих прежних инвесторов и фонда SAIC Capital, принадлежащего китайскому автопроизводителю. Привлеченные средства позволили стартапу сделать свой API бесплатным для разработчиков. Компания решила монетизироваться за счет кастомизации и лицензирования своих решений для крупного бизнеса. На тот момент разговорный интерфейс Api.ai использовали 8,5 тысяч разработчиков.
Как приложение Luka рекомендует рестораны
Luka
В 2014 году ресторанный критик и экс-главред сайта «Афиши» Евгения Куйда и бывший сотрудник агентства РИА Новости Филипп Дудчук выпустили рекомендательный сервис по выбору ресторанов. Изначально приложение называлось IO, затем его переименовали в Luka. Их умный алгоритм понимает отзывы о заведениях, запоминает вкусы пользователя, помогает ему сделать выбор и забронировать столик. Все эти действия обеспечивает разговорный интерфейс.
Luka стал первым российским проектом в истории акселератора Y Combinator. О нем написали Wired и TechCrunch/. Cтартап получил $120 тысяч от акселератора и неназванную сумму от американского фонда Sherpa Capital. Монетизироваться проект планирует путем комиссий за бронирование и другие услуги.
Весной Luka дополнил свой сервис умными ботами для поиска изображений, гифок, получения новостей и погодных сводок. Тогда же он привлек еще $4,42 млн от Sherpa Capital, Y Combinator и других инвесторов.
В мае компания Куйды и Дудчука вызвала в рунете бурные обсуждения. Они выпустили для своего мессенджера чат-бота в память о погибшем основателе Stampsy Романе Мазуренко. Нейросеть воссоздала его образ на основе его переписок с друзьями, фотографий, статей и постов в соцсетях.
Findo
В начале года основатель ABBYY Давид Ян запустил в США интеллектуальный поисковик Findo. До того над ним полтора года работала секретная команда из 17 человек. Технология позволяет искать информацию в интернете, в облачных хранилищах и локальных файлах, а также понимает запросы на естественном языке (пока только английский).
Продукт базируется на искусственном интеллекте ABBYY Compreno. Это система для глубинного семантического анализа текстов, на создание которой ABBYY потратила более $80 млн и более 10 лет.
Благодаря способности к самообучению Findo будет накапливать опыт и повышать качество поиска. ABBYY вложила в стартап $3 млн. Головной офис компании находится в калифорнийском Менло-парке. Зарабатывать они планируют по модели freemium: базовые функции бесплатны, расширенная версия будет стоить около $5 в месяц.
Как нейросеть проекта Prisma обрабатывает снимки пользователей
Prisma
11 июня в App Store появилось приложение Prisma, которое стилизует фотографии пользователей под работы известных художников с помощью искусственной нейронной сети. Проект запустил сотрудник Mail.ru Group Алексей Моисеенков, остальные три участника проекта - выходцы из «Яндекса».
Продукт оказался на редкость виральным, опередив самые смелые ожидания основателей. За 9 дней приложение стало самым скачиваемым в App Store 10 стран: России, Белоруссии, Эстонии, Молдавии, Киргизии, Узбекистана, Казахстана, Латвии, Армении и Украины. Пользователи скачали Prisma уже более миллиона раз. Стартапу сейчас приходится искусственно сдерживать рост, чтобы вычислительных мощностей хватило для обработки увеличивающегося потока изображений.
От привычных фоторедакторов Prisma отличается тем, что снимки пользователей модифицирует самообучающаяся нейросеть, а не предсказуемый алгоритм. Это далеко не первый подобный проект. Но, как говорят эксперты, Prisma первыми сумели оптимально масштабировать свой продукт для массового использования.
21 июня (всего через 10 дней после старта) стартап привлек первые инвестиции. Mail.ru Group, фонд Gagarin Capital и XBT Holding (материнская компания хостинг-провайдера Servers.com, инфраструктурного партнера Prisma) вложили в проект неназванную сумму. Условия сделки не разглашаются, но, по слухам, стартап оценили в $10 млн. Знакомые с ситуацией источники сообщают, что Mail.Ru планирует внедрить Prisma для использования «ВКонтакте», в «Одноклассниках» и ICQ.
Вывод инвестора
Герман Каплун,
основатель фонда TMT Investments
В России сильные программисты, что проявляется и в сфере искусственного интеллекта. Некоторые уезжают на Запад, потому что там больше рынок, больше мультипликаторы, существенно больше стратегов, легче достичь договоренностей о продвижении своего продукта c помощью различных партнерств.
Уезжают только те, кто может там адаптироваться и у кого хороший английский. А это процентов 20. Так что AI-проектов хватит и нам, и им. А уехавшие туда команды - это реклама России на этом рынке.
Источник: rusbase.com
Комментарии: