Ordo Ab Chao Порядок через хаос

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2022-03-30 19:10

Теория хаоса

Хаос давно применялся для деморализации и уничтожения противника в традиционной войне. Но уже с 70-х годов ХХ века в военную стратегию начинают проникать идеи нелинейной теории сложных систем.

Новое оружие для Нового Мирового порядка

Уже в конце прошлого века стали проступать контуры того, что называется «Новым мировым порядком». Уже тогда стали оформляться структуры, считающиеся проводниками этой идеи: Римский клуб, Бильдербергский клуб, американский стратегический центр «RAND Corporation», который стали называть «Фабрикой мысли». Выработанные в этих элитных клубах принципы затем уже воплощали в жизнь в своей работе такие международные организации, как МВФ, Всемирный банк, ВТО и др.

Новая мировая война приняла скрытый характер, когда государства стали разрушаться с применением технологии «управляемого хаоса».

Хаос давно применялся для деморализации и уничтожения противника в традиционной войне – за счет разрушения коммуникаций, организации перебоев в доставке боеприпасов и продовольствия, дезинформации, создания паники, деморализации населения и живой силы, обрушения экономики посредством вброса фальшивой валюты и т.д. и т.п. Классическая военная наука ставила и решала задачи создания хаоса именно в таком «лобовом», линейном ключе. Но уже с 70-х годов ХХ века в военную стратегию начинают проникать идеи нелинейной теории сложных систем. Эти идеи, выработанные нелинейной термодинамикой, теорией катастроф, синергетикой, теорией фракталов, теорией неравновесной самоорганизации и т.д., иногда объединяют под общей шапкой «науки о нелинейной сложности», или «науки о хаосе».

Что такое хаос?

Чтобы разобраться в «стратегии управляемого хаоса» не мешает обратиться к истокам и вспомнить – что такое хаос.

В древнегреческой мифологии и философии хаос – это бездна, существовавшая до творения мира, пустое пространство. У Платона хаос так же отождествляется с Тартаром — подземной бездной, безвозвратно поглощающей все живое и символизирующей смерть. Тартар - «бездна полного небытия, из которой нет возврата». У Марка Аврелия хаос - это бездна времени, «бесконечная в обе стороны вечность», беспредельная ненасытность, неумолимо поглощающая все сущее. Но при этом в позднем пифагореизме хаосом называют Единое, желая подчеркнуть его непознаваемость и тьму.

Наряду с пониманием хаоса как тьмы и всепоглощающей бездны, восходящим к Гесиоду, уже у некоторых философов-досократиков и в особенности у стоиков встречается другая трактовка хаоса - как неупорядоченного первовещества, из которого случайно или под воздействием неких противоборствующих или упорядочивающих сил сложился мир. Это первоначало не пусто и не бесплодно, но наделено некой творческой потенцией. По отношению к уже существующему космосу такой образ хаоса уже не представляет собой ненасытную пустую бездну или бесконечную энтропию, а является своего рода кладовой перво-вещества, подпитывающей космос.

В христианской литературе понимание хаоса диктовалось образами Библии. В Книге Бытия говорится о «тьме над бездною», бывшей до творения мира. Эта «бездна» по своему значению (темная, бездонная, страшная пустота) исключительно близка к греческому понятию хаоса и отождествляется с ним. Христианское учение о творении из ничего говорит о том, что изначальная бездна не исчезла после сотворении мира, продолжая существовать в виде ада. Кроме того, хаос приобретает и эсхатологическое значение, поскольку в «Апокалипсисе» говорится, что в конце времен «зверь выйдет из бездны».

Хаос и инициация

На протяжении веков в истории человечества существовал опыт прохождения через хаос в обрядах инициации. Инициация – это особый, как правило мистический, обряд, связанный с переходом человека на новый уровень – социальный, возрастной, религиозный. Инициация воспроизводит ситуацию возникновения хаоса и нового творения из него упорядоченного космоса. Схема инициации в общих чертах такая: старое сознание сталкивается с опытом хаоса, переживает ритуальную смерть, разрушается, а потом происходит «сборка» сознания для нового уровня.

Например, в посвятительных обрядах шаманизма это переживается очень ярко. У сибирских шаманов кандидат является свидетелем расчленения собственного тела душами предков или злыми духами. Затем его кости собираются и соединяются железом, а тело восстанавливается, и будущий шаман, воскресая, обретает "новое тело", позволяющее ему безнаказанно прокалывать себя ножом, пробивать себя саблями, прикасаться к раскаленным углям и т. д.

Хаос таким образом в инициатических ритуалах использовался, как «универсальный растворитель» сложившихся, «окаменевших» структур, а также как вселенской источник обновления, изначальной энергии, позволяющий осуществиться новому рождению…

Так, как некоторые закрытые сообщества (которые конспирологи подозревают в причастности к «тайне беззакония» и построению Нового мирового порядка) сохранили эту инициатическую традицию до наших дней, нет ничего удивительного в том, что ее влияние можно обнаружить и в «теории управляемого хаоса».

Здесь, наверное, следует вкратце упомянуть о таком эксцентричном персонаже, как черный маг Алистер Кроули. А.Первушин пишет о нем: «К его словам и суждениям действительно прислушивались сильные мира сего, за что впоследствии Алистер Кроули был удостоен звания "мага XX века". Кроули посылал свою "Книгу законов" Ленину, Гитлеру и Черчиллю, познакомил с ней Троцкого. Его агенты действовали в самых различных странах и сферах: капитан Джон Фуллер, адепт "Серебряной звезды", оккультист и главный английский специалист по танковым операциям, работал в среде консерваторов; Марта Кюнцель, яростная национал-социалистка, обрабатывала Гитлера и его окружение; Уолтер Дюранги, единственный западный журналист, обласканный Сталиным, действовал в Москве. Кроули находился в центре мирового заговора, который сам же и создал, соткал паутину нового периода».

Кроули в своих книгах излагал такую докрину: цивилизация развивается в согласии с некоторыми циклами, каждый из которых определяет религиозный и культурный уровень человечества. Цикл длится приблизительно 2000 лет, что совпадает с переходом одного из 12 созвездий Зодиака в новый сектор. Нынешнее человечество, по мнению Кроули, живет в конце "зоны Озириса", что характеризуется "архетипом умирающего и воскресающего бога". Этот "период" характерен патриархальной этикой и представлением о божественности как о чем-то отвлеченном и моральном. Закон этого цикла требует от человека аскетизма и отказа от собственной воли.

Но все это заканчивается. Близится следующий цикл - "зона Гора", сына Озириса. В этом периоде будет иная религия и иная культура, основанные на новой этике. Теперь "божество" будет внутри человека, а не вне его; наступит царство тотальной свободы. Самого себя Кроули считал "пророком нового периода", который должен известить человечество о наступающих переменах.

Но по учению Кроули, между циклами существует особый период, который он называл "бурей равноденствий". Это эпоха торжества хаоса, анархии, революций, войн, катастроф. Эти волны ужаса необходимы для того, чтобы смыть остатки старого порядка и расчистить место для нового. Согласно доктрине Кроули, "буря равноденствий" является позитивным моментом, который служители "Гора" должны приветствовать и всячески приближать. Потому сам Кроули поддерживал все "подрывные" тенденции в политике, усиливавшие этот мировой хаос.

Вряд ли Кроули явился оригинальным создателем этой доктрины, скорее всего он лишь интерпретировал фрагменты традиции, которая ему стала доступной в Герметическом Ордене Золотой Зари. Стоит вспомнить, что формула 33-го градуса шотландского обряда гласит «порядок через хаос». Значение ее объяснил один из «посвященных» Уго оэль Порсиати: «Девиз "порядок через хаос" представляет синтез масонской доктрины и ее главную тайну. Она означает, что Великое Делание может происходить через состояние разложения и растворения (диссолюции) и учит, что к новому порядку можно прийти только через искусно организованный беспорядок».

На долларе под изображением усеченный пирамиды с «всевидящим оком» значится надпись: «Новый Порядок на Века»…

Теория хаоса

Вплоть до 1960-х годов многим казалось естественным полагать, что динамическая система, описываемая простыми уравнениями, должна вести себя относительно просто. Однако к 1980 г математики и естествоиспытатели обнаружили, что хаос вездесущ.

Понятие хаоса не было в явном виде сформулировано до 1960-х годов, но его истоки можно проследить начиная с последнего десятилетия 19 в., когда появилась удостоенная премии работа французского математика А.Пуанкаре о движении в Солнечной системе.

В 1926–1927 голландский инженер Б.Ван-дер-Пол сконструировал электронную схему, соответствующую математической модели сердечных сокращений. Он обнаружил, что при определенных условиях возникающие в этой схеме колебания были не периодическими, как при нормальном сердцебиении, а нерегулярными. В начале 1960-х годов американский математик С.Смейл попытался построить исчерпывающую классификацию типичных разновидностей поведения динамических систем, но вскоре понял, что возможно значительно более сложное поведение. Он доказал, что система проявляет некоторые черты случайного поведения. Другие примеры подобных явлений были разработаны американской и российской школами в теории динамических систем, причем особенно важным оказался вклад В.И.Арнольда. Так начала возникать общая теория хаоса. Сам термин «хаос» ввели Дж.Йорке и Т.Ли в 1975 в краткой статье, посвященной обсуждению некоторых результатов исследований российской школы.

То, что чувствительность к начальным данным ведет к хаосу, понял в 1963 году американский метеоролог Эдвард Лоренц. Он задался вопросом: почему стремительное совершенствование компьютеров не привело к воплощению в жизнь мечты метеорологов - достоверному среднесрочному (на 2-3 недели вперед) прогнозу погоды? Лоренц построил модель конвекции в атмосфере и установил, что если слегка изменять начальные значения переменных, то отклонения будут усиливаться, пока новое решение не окажется совершенно непохожим на исходное. Описание им этого явления в последующих лекциях привело к популярному ныне выражению «эффект бабочки»: взмах крыла бабочки может изменить погоду.

Илья Пригожин. «Порядок из хаоса»

Повышенный научный интерес к проблеме хаоса появился под влиянием работы И. Пригожина и И. Стенгерс «Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой», вышедшей на Западе в 1979 г. (в переработанном виде в 1984 г.) и переведенной в России впервые в 1986 г.

В этой книге, имеющей серьезные философские идеи, но сделанной в основном на материале физики и химии, хаос рассматривался как следствие динамической неустойчивости сложных систем. Новым же явилось давно забытое старое: хаос обладает не только разрушительной силой, но может стать источником порядка.

Новаторство Пригожина состояло в признании позитивной роли энтропии в физических процессах (энтропия - мера необратимого рассеивания энергии, неупорядоченности системы). Рост энтропии в физических системах, по его мнению, ведет не только к разрушению системы, но и открывает возможность для перестройки этой системы. Какой станет система после трансформации и произойдет ли трансформация зависит от выбора системы. Выбор этот происходит в период пребывания системы в «точке бифуркации» (термин "точка бифуркации" пришел из теории хаоса и описывает такое состояние системы, при котором любое, сколь угодно малое воздействие способно привести к любому, сколь угодно большому изменению состояния системы).

«Институт Санта Фе»

В 1984 г. в США под эгидой Пентагона и Госдепа был создан некий «Институт Санта Фе» (иначе его называют «Институтом критичной сложности»). Одним из его основателей стал знаменитый физик, автор теории кварков и нобелевский лауреат, Мюррей Гелл-Манн. Штат сотрудников был набран из ученых, дипломатов, отставных военных и спецслужбистов. К работе привлекаются аналитики «RAND Corporation» и других негосударственных и государственных ведомств.

Теоретическим фундаментом деятельности института стали работы Ильи Пригожина («Порядок из хаоса»), Митчела Уолдропа («Сложность: новая наука на рубеже порядка и хаоса») и Стивена Левина («Сложность: жизнь на грани хаоса»). Главная цель – адаптация теории к прикладным военным задачам. Особое достижение «Института Санта Фе» (заявленное на его сайте) – то, что «нелинейная динамика» и «теория сложности» с 1994 г. официально «взяты на вооружение» американским Корпусом морских пехотинцев.

«Институт Санта Фе» публикует статьи и монографии по тематике «критичной сложности», проводит «открытые» и «закрытые» конференции. На одной из «открытых» конференций в 1996 г. в числе основных докладчиков были, например, Мюррей Гелл-Манн, Збигнев Бжезинский, Карл Билдер, Джеймс Розенау, Роберт Максфилд. Названия докладов: «Реакция на хаос», «Клаузевиц, нелинейность и значение образного ряда», «Хаос, сложность и война», и т.д.


Источник: vk.com

Комментарии: