О пограничном расстройстве личности (ПРЛ)

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2023-01-27 01:13

Психология

Пограничное расстройство личности – психическое расстройство, для которого характерны импульсивность, эмоциональная неустойчивость, высокая тревожность, периоды гневливости, трудности при построении долговременных отношений с другими людьми, чередование идеализации и обесценивания.

Термин «пограничный» в 1938 году ввел Адольф Штерн – это пациенты более больные, чем невротические, но более здоровы, чем психотические. У этих пациентов более устойчивое восприятие и тестирование реальности.

В чем же особенность работы с данными пациентами? Какие отличия работы от невротических?

Невротик – это человек, который с трудом приспосабливается к реальному миру, пользующийся лишь эмоциональными и инстинктивными реакциями. В качестве причин развития выступает чрезмерная любовь родителей, которая может выражаться в постоянном контроле над ребёнком. Либо, наоборот, когда в семье царит негативная атмосфера, на малыше вымещается злость или агрессия, это может привести к защитной реакции, и как следствие – невротизации. Невротический тип личности характеризуется инфантильностью, детской эгоистичностью и неуравновешенным характером. По сути, такой человек не способен перешагнуть порог зрелости, и даже в пятьдесят лет он жаждет покровительства, похвалы и одобрения. Если взрослый человек задаёт себе вопрос «Что я могу?», то невротик в этом случае думает о том, что ему должны окружающие.

Классический психоанализ пограничным личностям не помогает. Так ПРЛ не могут предаваться фантазии, не могут ассоциировать, есть состояние пустоты. Нет того внутри, что можно назвать. Часто впадают в ступор, или нечего сказать, так как ничего не происходит внутри. Или очень поверхностные, банальные ответы, состоящие из клише пересказы текущей внешней жизни. Молчание аналитика является травматичным для таких пациентов.

В классическом психоанализе с невротическими пациентами возможно работать со свободными ассоциациями.

Невротики склонны давать другим в избытке, и не готовы брать у других совсем ничего, испытывая при этом чувство вины.

Пограничники не могут другим давать, а так же не могут сами себя обеспечить. У них так же высокая чувствительность к эмоциям у других (от них не ускользнет ничего, даже если вы что-то тщательно пытаетесь скрывать), так же отсутствует эмпатия, безразличны к желаниям других.

Пограничная личность формируется на стадии сепарации - индивидуации в возрасте 1,5 – 2 лет. Ребенок все активнее начинает добиваться независимости от матери. Становится способным выходить вне материнский мир, исследовать его и изучать. Когда он там один во внешнем мире, ребеночка что-то сильно впечатляет и пугает, он должен иметь возможность вернуться к матери, получить от нее все что желает.

Мать в это время могла не справиться со своей ролью по двум причинам. Первый вариант: мать отталкивает ребенка в силу собственного страха близости она отталкивает его от себя, так как хочет, чтобы ребенок отделился от нее уже окончательно, чтобы стал уже самостоятельным и независимым от нее. Второй вариант: мать слишком способствует симбиозу с ребенком, она слишком привязано к нему.

Пограничных личностей могут воспитывать пограничные матери, которые не могут передать правильное психологическое здоровье.

В процессе работы с пациентом, можно увидеть следующие тенденции к ПРЛ:

1. В процессе работы пациент казался невротическим, но потом обнаруживает себя как пограничный, с более нарушенной психикой, чем невротичные пациенты.

2. Пациент с диагностированной шизофренией очень быстро начинает выздоравливать. Для течения шизофренического процесса это не характерно, так как не укладывается в рамки генеза.

3. Либо депрессия быстро разрешилась, чем обычно.

Это пациенты, которых можно охарактеризовать «как будто». Похожи на хамелеонов, которые вынуждены подстраиваться под требования мира. Выглядят эти изменения не адекватными ситуации, и ответ мира, зачастую, не таков, как они себе представляли, как должно было бы быть, так как это их фантазия. Есть ощущение внутренней пустоты.

Выделяются четыре группы пациентов ПРЛ:

1. Очень сильно пострадавшей психикой.

2. Крайне неспокойные взаимоотношения, не соразмерные стимулу, здесь же характерно чувство непереносимого одиночества.

3. «Как будто» - нарциссические. Очень зависящие, от мнения других людей, и поддающиеся влиянию других людей. Чувствуют необходимость соответствовать ожиданиям других (в особенности значимых лиц). Они не являются собою настоящими. Они раздувают ложную самость, для того, чтобы соответствовать желаниям мира и других.

4. Очень неустойчивая самооценка. «Невротические нарциссы» - люди, которые связываю себя с собственной ценностью. Самооценка и самоуважение – это основные вопросы их тревог, в остальном, они просто невротичны.

У ПРЛ пациентов может быть все что угодно, в любом соотношении. Но можно выделить девять критериев по DSM-IV, пять из которых должны соответствовать, и только тогда, мы можем предположить, что перед нами пациент с ПРЛ.

Первый критерий: не переносимость реального или воображаемого одиночества. Один из самых важных признаков у ПРЛ. Для пограничного пациента остаться одному – это катастрофа. Они сталкиваются с внутренней пустотой, внутренней дефицитарностью и тревогой, от которой они сами избавиться не могут.

Второй критерий: одиночество в присутствии близких, которые являются помогающими. И между ними наблюдаются нестабильные и напряженные межличностные отношения. Они ищут партнера «Мистер или мисс, то, что нужно». Очень сильно переживают и возмущенны, когда другому не удается правильно отгадать, что ему нужно. Чем-то похожи на ребенка, который ждет, когда мамка угадает, что он хочет не сказав ни слова.

Третий критерий: недостаточное или отсутствующее осознание собственной идентичности хотя бы в двух областях - самооценка, сексуальная ориентация, это патологическое состояние, при котором человек буквально одержим своими физическими недостатками, как существующими, так и не существующими.

Четвертый критерий: импульсивное поведение против себя хотя бы в двух областях. Трата денег, рискованное вождение автомобилем, секс, химические аддикции, булимия, переедание.

Пятый критерий: повторное суицидальное настроение, деструктивное поведение, в том числе и само повреждающее поведение.

Шестой критерий: резкие смены настроения, чрезмерные реакции на ситуационные стимулы. В отличие от аффективных расстройств психического регистра, эти колебания происходят в течение нескольких часов или дней. При биполярных расстройствах, более длительные промежутки пребывания в депрессивном или маниакальном состоянии.

Седьмой критерий: хроническое чувство опустошенности, скуки. Чувство пустоты пациентом ощущается в животе или грудной клетке.

Восьмой критерий: частые и неуместные проявления злости, пациенты с ПРЛ не способны видеть причины поведения других (заботы или помощи), и ими оценивается либо как абсолютно положительное (если им оно приносит удовольствие), либо как абсолютно отрицательное (если этого не происходит). Скандалы превалируют в поведении.

Девятый критерий: Ощущение нереальности. Деперсонализационные переживания и паранойя связанные со стрессом.

Только когда совпадает пять перечисленных критериев, мы можем предположить, что у пациента ПРЛ.

Но по отдельности, данные критерии могут встречаться у невротических пациентов.

О том, что у пациента есть ПРЛ можно говорить только о взрослых личностях, которые достигли совершеннолетия. В подростковом возрасте подобные поведения можно отнести к норме.

Подросток так же похож на 1,5 годовалого ребенка тем, что 1,5 годовалый выходит в мир более широкий, чем материнский, а подросток выходит в мир более широкий, чем мир родительский. С одной стороны подросток выходит в мир и подвергает сомнению ценности семьи, а с другой подросток не может справиться с окружающей реальностью, и возвращается к родителю, чтобы ему помогли переработать полученный опыт.

Пограничный пациент=подросток=1,5 годовалый ребенок.

Автор: Елена Лебедева


Источник: vk.com

Комментарии: