Фантастические маркеры и где их применяют

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Довольно часто в обсуждениях, касающихся дрессировки с кликером, можно встретить комментарии вроде «кликер не нужен, я всю жизнь и с похвалой прекрасно обучаю» или «кликер не удобен, краткое слово гораздо лучше». И действительно, а так ли нужен при обучении этот самый кликер?

Начнем с того, что же представляет собой кликер.

Внешне кликер представляет собой пластиковую коробочку с металлической пластиной внутри, которая при нажатии издает характерный щелчок.

Функционально же кликер представляет собой маркер. Маркер, говоря простым языком, – это некий сигнал, сообщающий собаке, что сейчас произойдет нечто приятное (маркер подкрепления) или неприятное (маркер наказания). Как канцелярский маркер выделяет конкретное слово из общего текстового фона, так и дрессировочный маркер выделяет конкретное действие собаки из общего поведенческого фона.

С помощью маркера (в дальнейшем речь будет идти о маркерах подкрепления) мы как будто говорим собаке «тем, что ты только что сделала, ты заработала себе награду». Точно так же, как начальник говорит «ты отлично поработал над этим проектом, чем заслужил себе премию».

Маркеры можно поделить на вербальные (слова «да», «хорошо», «молодец» и другие) и невербальные (щелчок кликера, вспышка света, свисток, писк или вибрация ошейника, улыбка и другие).

Также их можно разделить на визуальные (вспышка света, жест), звуковые (щелчок, слово) и тактильные (вибрация, прикосновение).

За маркером (условным подкреплением) всегда должна следовать награда (реальное, оно же безусловное, подкрепление). В этом случае маркер приобретет предсказательную ценность и станет вызывать те же положительные эмоции, что и сама награда. Так же, как слова «ты получишь премию» вызывают такие же приятные эмоции, как и сам вид премии в хрустящих бумажках на руках или в цифрах на банковской карте.

Если за маркером не будет следовать награда, он потеряет свою предсказательную ценность и станет для собаки пустым звуком. Сколько раз начальнику нужно сказать Вам «за это ты получишь премию» и не дать ее, чтобы эти его слова потеряли для Вас всякий смысл?

А теперь, разобравшись немного с теорией, вернемся к ответу на поставленный вопрос: так ли необходим при обучении поведению кликер? Для этого я хочу провести сравнение кликера с двумя его главными конкурентами, вербальным маркером и похвалой.

К категории вербальных маркеров я отношу короткие односложные слова, такие как «да», «йес», «на» и подобные.

К категории похвалы я отношу многосложные слова, такие как «хорошо», «молодец», «браво», и более длинные фразы.

А сравнивать их я буду на основании главных плюсов и минусов их использования при обучении тем или иным навыкам. Итак, приступим.

КЛИКЕР

Плюсы:

- У кликера четкий, быстрый и всегда одинаковый звук.

- Щелчок кликера покрывает широкий спектр частот, отчетливо выделяясь на фоне любого окружающего шума и тем самым надежно привлекая внимание собаки.

- Механические реакции человека быстрее, чем реакции, включающие речь. То есть при реакции на внешнее событие человек нажмет пальцем кнопку кликера быстрее, чем произнесет вербальный маркер (поскольку осознание и формирование речи требует дополнительного времени).

- Громкий кликер удобно использовать на большом расстоянии (качество звука при этом не страдает), в том числе в ситуациях, где нельзя кричать (например, спящий в коляске ребенок неподалеку).

- Высокая скорость обучения благодаря высокой частоте подкрепления (в силу краткости звука).

Минусы:

- При обучении навыку в реальной жизни кликер всегда должен быть «под рукой» (в руке), что не всегда удобно или возможно.

- Выработка навыка использования кликера у человека занимает некоторое время (иногда довольно долгое).

- Некоторые собаки изначально боятся звука кликера (что требует постепенного приучения к нему или покупки более тихого кликера).

Где кликер найдет наилучшее применение:

- При обучении новому навыку методом шейпинга, где необходимо максимально быстро и точно отметить подкрепляемое действие.

- В ситуациях, где собака испытывает трудности с отвлечением от раздражителя (например, начало работы с контробусловливанием).

- В случаях, где собака научилась воспринимать речь хозяина исключительно как фоновый шум.

- В ситуациях, где необходимо отметить правильное поведение на большом расстоянии (особенно, если при этом нельзя кричать).

ВЕРБАЛЬНЫЙ МАРКЕР

Плюсы:

- Инструмент (голос) всегда «под рукой» и его можно использовать в любой момент.

- Быстрый и отчетливый звук.

- Обучение человека использованию вербального маркера практически не требует временных затрат.

- Имеет эмоциональную окраску, играющую роль дополнительного подкрепления.

- Высокая скорость обучения благодаря высокой частоте подкрепления (но ниже, чем у кликера).

- Допустимо использование при сдаче норматива или на соревнованиях.

Минусы:

- Относительное непостоянство звука (изменение частотного профиля при повышении голоса и интонации).

- Возможна эмоциональная окраска, способная помешать обучению (например, если тренер расстроен или раздражен).

- Может быть трудно различим на большом расстоянии и/или при сильном фоновом шуме.

Где вербальный маркер найдет наилучшее применение:

- При обучении новому навыку любым методом, в том числе методом шейпинга (если нет повышенных требований к скорости реакции).

- При отработке уже изученных навыков в известных и новых условиях.

- В ситуациях, где собаке необходима эмоциональная поддержка.

ПОХВАЛА

Плюсы:

- Ярко выраженная эмоциональная окраска позволяет похвале выполнять также функцию подкрепления (условного или безусловного).

- Инструмент (голос) всегда при себе и легко может быть использован в любой момент.

- Можно использовать на сдаче норматива и соревнованиях.

Минусы:

- Длинное слово обладает низкой точностью. Пока хозяин его произносит, собака может успеть произвести несколько действий, не понимая, за какое именно она получила награду.

- Непостоянство звучания (удлинение или укорочение гласных звуков, измение интонации).

- Возможна эмоциональная окраска, способная помешать обучению (негативные эмоции тренера).

- Обучение правильной эмоциональной похвале может занять много времени (если вообще возможно у определенного типа людей).

- Относительно низкая скорость обучения из-за низкой частоты поткрепления (много времени уходит на произнесение похвалы).

Где похвала найдет наилучшее применение:

- При обучении новому навыку посредством механики или наведения.

- При подкреплении уже изученных навыков в известных или новых обстоятельствах.

- В ситуациях, где недоступны иные виды подкрепления (при условии, что похвала для собаки является безусловным подкреплением).

- В ситуациях, где собаке необходима эмоциональная поддержка.

- На сдаче норматива или на соревнованиях.

Как Вы сами можете видеть, не существует хороших или плохих маркеров, необходимых или ненужных: у каждого из них есть свои преимущества и недостатки. И у каждого хорошего дрессировщика в арсенале имеется несколько различных маркеров, из которых он уже выбирает наиболее подходящий для каждой конкретной дрессировочной цели.

(с) Подкосова Юлия


Источник: vk.com

Комментарии: