В. Б. Авдеев - Антропологическая психология И. А. Сикорского.

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2022-09-28 23:56

Психология

Увы, сегодня даже весьма образованный человек на вопрос: «Говорит ли Вам что-нибудь фамилия Сикорский?» — задумавшись на некоторое время, уверенно ответит: «Ах, да, знаю, вертолеты». В данном случае имеется в виду личность всемирно известного авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского, что, безусловно, справедливо. Но вот имя его не менее гениального отца — антрополога и психолога Ивана Алексеевича Сикорского (1842-1919) — полностью вымарано из анналов академической русской науки, а по прошествии лет нашлись даже люди, которые проделали эту, с позволения сказать, «работу».

Вклад И. А. Сикорского в историю науки огромен. Мало того, вся картина русской научной жизни рубежа XIX и XX веков без него была бы неполной. Поколения «красных» профессоров настойчиво изображали нам ту эпоху как время стихийных революционеров и бесхребетных романтиков. Настало время наконец развенчать эту постыдную фальсификацию русской истории и восстановить в правах плеяду талантливых русских ученых, сочетавших в своих деяниях ясность ума, широту кругозора и чистоту гражданской позиции.

С именем И. А. Сикорского связано развитие целой фундаментальной отрасли естествознания под названием антропологическая психология. В современных научных словарях принято считать эту науку достаточно молодой, относя ее окончательное оформление в самостоятельную дисциплину ко второй половине XX века.

Однако, на наш взгляд, совершенно очевидно, что в науке никогда не возникают целые комплексы идей сами собою и на пустом месте.

Еще античные авторы старались изучать природу человека во всей совокупности ее проявлений. В Новейшее время, когда свод знаний о естественной природе мироздания существенно расширился, у ведущих мыслителей возникла потребность интегрированного воссоединения фрагментарных знаний в единую систему.

Великий шведский естествоиспытатель Карл Линней первым создал научную классификацию рас, в которой исходил из принципов систематики, обосновывая природу каждого человека на основе триединства его физических признаков, психических проявлений и моральных ценностей. В человеке действительно все взаимосвязано. Но длительное время целостного интегрированного взгляда на природу человека не было, и только к концу XIX века ситуация в целом комплексе наук о человеке стала кардинальным образом меняться — фрагментарные узкодисциплинарные взгляды на его природу наконец-то начали объединяться в целостную картину. Именно так и возникла антропологическая психология, в развитии и формировании которой поистине неоценим вклад русского ученого.

Иван Алексеевич Сикорский родился в селе Антоново Киевской губернии в многодетной семье священника, где был младшим среди сыновей. Девяти лет отроду И. А. Сикорского поместили в духовное училище в Киеве. Окончив его с отличием, он поступил в семинарию, в которой сразу же выделился среди других учеников вдумчивостью и тягой к чтению серьезной литературы. Увлечение философией, естествознанием и иностранными языками пробудили в нем желание продолжить образование в Киевском Университете Св. Владимира и окончательно выбрать светскую карьеру, что и было осуществлено. Пройдя в течение двух лет обучение на естественнонаучном факультете, он перевелся на медицинский, который и окончил с отличием в 1869 году. С этого времени начинается напряженная новаторская научная деятельность, которая быстро снискала ученому славу как в России, так и за рубежом. Уже в 1882 году И. А. Сикорский был приглашен на Международный съезд исследователей-гигиенистов в Женеве, поскольку его работы, переведенные к тому времени на английский, французский и немецкий языки, позволили войти в число самых авторитетных психиатров. А в 1885 году сбылась заветная мечта ученого: И. А. Сикорский основал и возглавил кафедру душевных и нервных болезней в Университете Св. Владимира в Киеве, которой и руководил бессменно в течение 26 лет.

Но главная заслуга Ивана Алексеевича Сикорского состоит в том, что он одним из первых начал создавать системную картину психологии различных национальностей на основе их наследственных расово-биологических различий. Как и абсолютное большинство его современников, в своей научной деятельности он умело сочетал энциклопедические знания с гражданской позицией. Кроме того, обилие фактов из различных областей знания он объединял в стройное философское осмысление всего исторического процесса.

Столь глубокое и вместе с тем ясное мировоззрение И. А. Сикорского обуславливалось в первую очередь тем, что он одним из первых поставил в соответствие данные биологии с проявлениями психической организации индивидов, народов и целых рас. По тем временам это было революционным открытием. Множество современных дисциплин, таких как этология, социобиология и биополитика, исходят именно из этого принципа, толкуя те или иные формы поведения как отдельных людей, так и целых сообществ на основе их наследственной базы. «Биология показывает, что от поколения к поколению передаются как общие свойства организации, так и случайные приобретения, если они сильно выражены в предыдущих живых рядах. Путь наследственной передачи открывается и учитывается вернее через посредство антропологических измерений, которые могут указать на строение головы, как важнейшего органа нервной системы и других частей тела, у родственных семейных групп», — отмечал ученый. Таким образом, И. А. Сикорский увязал воедино морфологическую антропологию, биологию наследственности и сравнительную психологию, доказав, что любые внешние расовые различия, включая и психические, всегда обусловлены различиями в строении, а те, в свою очередь, передаются из поколения в поколение. Доказательству этого принципа, справедливого для всей органической природы, в том числе и для человеческих рас, он посвятил одну из лучших своих монографий «Всеобщая психология и физиогномика» (Киев, 1904), которая была снабжена внушительным иллюстративным материалом, помогающим наглядно показать, как и какие именно различия в физическом строении людей сказываются на их психической деятельности.

Суть вопроса заключается в том, что до конца XIX века антропология и психология существовали как бы в параллельных плоскостях. Антропологи занимались измерениями черепов как отдельных индивидов, так и целых биологических групп, практически не делая из этого никаких выводов социокультурного или этнографического характера, а психологи в это же время, в основной своей массе, предавались рассуждениям о некой абстрактной, усредненной душе человека, наивно полагая, что одни и те же психические проявления в одинаковой степени присущи разным типам людей. И. А. Сикорский радикально пересмотрел данный нереалистичный подход к изучению природы человека, в связи с чем под физиогномику подвел базис новейших, по тем временам, данных о морфологии человеческого лица, и поэтому подчеркивал: «Созданию новейшей физиогномики содействовали следующие условия: 1) развитие антропологии: оно дало возможность точнее формулировать описание внешних знаков телесной и нервно-психической организации; 2) успехи психологии и более точная психологическая классификация чувств; 3) применение к делу поэтических изображений душевных состояний, и наконец, 4) применение художественных произведений для целей научных и физиогномических. Объединение всех этих приемов анализа дает твердую опору для воссоздания физиогномики на строго научных основаниях».

Таким образом Сикорский в своих изысканиях объединял антропологию и психологию, также стараясь проиллюстрировать результаты этого синтеза классическими произведениями живописи, ваяния и поэзии, чтобы достоверно отобразить эволюционную устойчивость проявлений различных человеческих эмоций и объяснить их на основе неврологии и биологии наследственности. Это был подлинно неоценимый вклад в историю науки о человеке. «Физиогномические данные в предлагаемом очерке объединены с данными поэтических описаний и художественных изображений, то есть факты научные дополнены фактами, заимствованными из области двух высших искусств. При такой постановке физиогномика может подняться на истинную высоту, как метод, как отдел психологии и, вместе с тем, как собрание основных данных для психологии, психиатрии и других наук».

В соответствии с этим представляется возможным говорить не только о развитии новой науки, сегодня называющейся не физиогномикой, а антропологической психологией, но даже о создании И. А. Сикорским своего особого нового научного мировоззрения, в обоснование которого он написал несколько очень ценных работ «Черты из психологии славян» (Киев, 1895) и «Русские и украинцы» (Киев, 1913). Едва началась Русско-японская война, как он тотчас издал злободневную брошюру «Характеристика черной, желтой и белой рас в связи с вопросами Русско-японской войны» (Киев, 1904). Десять лет спустя, когда началась Первая мировая война, ученый издал брошюру «Современная всесветная война 1914 года (Причины и устранение их)» (Киев, 1914), в которой объяснял причины возникновения вооруженных конфликтов не преходящими социально-политическими противоречиями, но вечными различиями в психической организации народов и рас. Перу Сикорского принадлежит также и целая серия блистательных психологических биографических эссе о русских писателях. Это истинный кладезь утонченной наблюдательности и изумительного колоратурного русского языка, примененного к самим создателям современного русского языка.

Следы развития поистине грандиозных идей Ивана Алексеевича Сикорского сегодня с легкостью обнаруживаются в основании постулатов многих самостоятельных дисциплин, но имя его по-прежнему настойчиво замалчивается, как видим, совершенно несправедливо. Чем же ответили целые поколения «красных» профессоров одному из самых значительных ученых нашей страны, времен ее полнокровного развития? Только одна цитата из классика советской антропологии М. Г. Левина, который в своей книге «Очерки по истории антропологии в России» (М., 1960) открыто писал: «...отдельные брошюры киевского профессора И. А. Сикорского были встречены с молчаливым презрением». Это откровенная и циничная ложь, культивировалась несколькими поколениями ангажированных «ученых», поэтому теперь, когда в нашем свободном демократическом обществе сегодня происходит реальная переоценка вклада в сокровищницу великой русской культуры множества дореволюционных общественных деятелей, настало наконец время и для того, чтобы извлечь из тлена небытия имена таких уникальных русских ученых, как Иван Алексеевич Сикорский.


Источник: vk.com

Комментарии: