Классификация предметов |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2022-08-06 21:47 При выполнении методики "Классификация предметов" обследуемая сформировала во второй серии 20 групп, среди которых 6 по латентному признаку (прим.: "у собаки и лисы одинаковые позы", "градусник и линейка имеют цифры и деления") и 6 по конкретно-ситуативному ( прим.: "свинья и трава — т.к. свинья травоядная). Также в некоторые группы сочетают в себе разные контексты (прим: "моряк один на лодке, мальчик — это он в детстве, а арбуз тоже круглый как и мячик"). Третья серия по понятным причинам недоступна. Помощь принимает парциально. ЧТО МЫ ТУТ ИМЕЕМ? 1) Ответы характерные как для снижения до конкретно-ситуационного, так и для искажения уровня обобщения. Важно отметить, что эти симптомы в принципе не должны быть совместимы т.к. под первым мы понимаем неспособность объединить 2 предмета без очевидных внешних сходств (прим. в искл. лишнего может справится с карточками "обувь — нога", "цветы — кошка" и т.д., но с карточками, которые требуют для правильного решения абстрагирования возникнут серьезные проблемы) и вне общего контекста (например кастрюлю и сковороду объединяет не принадлежность к кухонной утвари, а то, что этим пользовалась мама), а во втором случае обследуемому в принципе доступен процесс обобщения по некоторому признаку (категориальное обобщение также может быть доступно), но сам этот признак носит латентный характер (шкаф, стол и стул — состоят из дерева; арбуз, яблоко и глобус — имеют круглую форму и т.д.). Тут как в старом анекдоте: Буратино не может, но ныряет; 2) 8 групп сформированы по облигатному общему признаку: животные, рыбы, растения, измерительные приборы и т.д. Сразу возникает вопрос: почему их так много? Потому что при формировании некоторых из них отсутствует четкая последовательность действий (прим: часть рыб объединяет с животными, часть выносит в отдельную категорию, часть кидает в другие группы по латентному либо конкретно-ситуационному признаку). 3) Мы видим, что в некоторых группах предметы рассматриваются как будто в разных плоскостях одновременно, объединяет их также латентный признак. КАКИЕ ОШИБКИ МОЖНО ДОПУСТИТЬ ПРИ РЕШЕНИИ ДАННОГО КЕЙСА? 1) Определить снижение операционного компонента мышления одновременно по типу искажения и снижения уровня обобщения. Коварство патопсихологии заключается в том, что сочетание ответов характерных для двух типов нарушения мыслительный операций вовсе не говорит о том, что сами эти явления могут сосуществовать между собой. А наличие снижение уровня обобщения до конкретно-ситуационного ИСКЛЮЧАЕТ наличие его искажения; 2) Сказать что уровень обобщения "нестабильный", "неустойчивый", "парциальный" и т.д. Это звучит очень странно, ведь механизм не может быть одновременно и сломанным, и рабочим. Как бы сказал мне Владислав Попович: "У Зейгарник такого нет"; 3) В интернете бытует какая-то непонятная классификация расстройств мышления, где фигурирует нарушение динамики по типу "непоследовательность". Лично для меня это крайне непонятное в контексте патопсихологии понятие. В своей работе мы опираемся на классификацию Б.В. Зейгарник, в которой его просто не существует. Это скорее общая черта нарушений как динамического, так и личностно-мотивационного компонента мыслительной деятельности. Но никак не отдельный симптом; 4) Выявить разорванность мышления. Технически, иногда мы можем аккуратно обращаться к психопатологической терминологии. Б.В. Зейгарник тоже об этом неоднократно пишет. Но если мы и используем эти понятия, то мы должны классифицировать его с железобетонным обоснованием. Под разорванность в медицине понимается отсутствие логико-грамматической структуры мышления, которая мы можем увидеть уже в речи. Этот термин психолог может употребить только в одном случае — для описания шизоафазии (лично я даже этого делать бы не стал), а для более легкой формы этого явления вполне достаточно и общепринятой патопсихологической терминологии. С ЧЕМ МЫ ИМЕЕМ ДЕЛО НА САМО ДЕЛЕ? 1) Сочетание ответов свойственных для искажения и снижения уровня обобщения в сочетании с доступностью категориального уровня в легких заданиях говорит нам о том, что операционный компонент нарушен именно по типу искажения. А вторым симптом является лабильность мышления (т.е. нарушение динамического компонента). Это выходит из того, что в рамках одного и того же задания менялся сам способ выполнения задания: от обобщения по категориальным и формальным признакам, до обобщения в рамках некой ситуации; 2) В мотивационном компоненте мы видим чистейшую хрестоматийную разноплановость; НО ЭТО ДАЛЕКО НЕ ВСЕ... Сейчас мы видим нарушения мыслительной деятельности, которые недвусмысленно указывают нам на наличие симптомов, характерных для шизофрении. Но, для тех кто не в курсе, задачей патопсихолога является не просто регистрация симптомов, но и их ранжирование. Поэтому следующим шагом нам надо понять следующее: относятся ли разноплановость и искажение уровня обобщение к ядру симптомокомплекса или являются всего лишь фоном? Чтобы ответить на этот вопрос нам следует обратить внимание на 8 оставшихся групп, которые собраны по категориальному признаку. У Любови Сергеевны 2 группы продублированы, некоторые предметы разбросаны по нескольким группам и т.д. Существует 2 причины, по которым это может происходить: снижение критичности мышления и снижение объема внимания и рабочей памяти. В первом случае мы будем говорить именно о шизофреническом ППС, а во втором об органическом ППС с шизофреническим фоном. Есть всего два действия, которые мы должны предпринять для решения поставленной проблемы: 1) Предоставить максимально понятную подсказку, назвав облигатный признак продублированных групп и спросив можем ли мы их объединить в одну. В той же манере указать на однородные предметы в разных группах; 2) Обратить внимание на показатели тестов, исследующих память и внимание, а также на общую модель поведения и особенности эмоционального фона. Ведь ядро симптомокомплекса определяется все же не по одному тесту, а по общей картине. Если обследуемая принимает помощь психолога, соглашается с ошибкой, а показатели аттентивно-мыслительной будут указывать на истощаемость, нарушение концентрации и устойчивости внимания, снижение психомоторного темпа, снижение механического запоминания, а эмоциональный фон ровный и устойчивый, то мы смело говорим об ОРГАНИЧЕСКОМ ППС С ШИЗОФРЕНИЧЕСКИМ ФОНОМ т.к. на первый план будет выходить именно динамика. Такое характерно для психических расстройств группы F.0X. Либо для шизофрении с побочкой от нейролептиков. Если обследуемая не принимает помощь, а в аттентивно-мыслительной деятельности нарушение её произвольных компонентов доминирует над непроивзольными или они просто отсутствуют (что в данном случае мало вероятно), эмоциональный фон может быть неустойчивым, то тогда мы говорим именно о ШИЗОФРЕНИЧЕСКОМ ППС. Иными словами нам надо понять, доминируют ли нейродинамические нарушения над личностно-мотивационными или наоборот. ТАКИМ ОБРАЗОМ, на примере этого кейса я показал вам: а) Почему патопсихология — это так интересно; б) Почему во время исследования мы уделяем внимание всем сферам нашей психики. Источник: vk.com Комментарии: |
|