«ОБ ИСТОЛКОВАНИИ», или «Герменевтика»

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2022-06-29 13:00

лингвистика

«ОБ ИСТОЛКОВАНИИ», или «Герменевтика» (лат. De in­ter pretatione), сочинение Аристотеля, второй трактат в составе «Органона». В предшествующих «Категориях» Аристотель анализирует отдельное сло­во, в «Герменевтике» – структуру простого предложения.

Хронологически «Герменевтика» написана после платоновского «Софиста» и отражает тот же круг интересов, что и «Кратил», «Теэтет» и «Софист». Аристотель исходит из платоновского представления о мышле­нии как внутреннем разговоре души (Theaet. 189е, Soph. 263е, Phileb. 38се), понимая язык как отражение мыслительных процессов. Собственно, греч. ???????? и означает языковую форму выражения мысли. Основное наме­рение Аристотеля – обсудить соотношение между языковым выражением и объективным положением вещей.

Структура. Трактат состоит из 14 глав. После вступительного определения темы предстоящего исследования он подробно говорит о состав­ных частях предложения (имя, глагол), описывая язык как условие для взаи­мопонимания (гл. 1–3). В 4-й главе обсуждается «высказывающая речь» (17а8), т. е. высказывания, нечто утверждающие, категорические суждения, принадлежащие сфере научной речи. Остальные виды речи принадлежат, по Аристотелю, риторике и поэтике и его в данном сочинении не интере­суют. Далее (гл. 5–9) описываются различные виды противоположности; предложения, дифференцируемые через различные дополнения (гл. 10–11); модальные предложения (возможность, необходимость) (гл. 12–13). В 14-й главе разъясняется мнимая противоположность между высказыванием с противоположными предикатами.

Специально Аристотель не обсуждает логические и онтологические вопросы, но некоторых касается попутно (особ. см. 3, 9 и 10-ю главы). Так, в 9-й главе представлено учение об истинности и ложности высказываний, касающихся будущих событий (лат. contingentia futura). Эта глава широко об­суждается современными логиками (по мнению О. Бекера, Аристотель под­ходит здесь к многозначной логике, не формулируя этого ясно, см. Gnomon 1958, S. 261–264). В «Об И.» Аристотель нигде не описывает утвердитель­ное высказывание так, чтобы субъект заключался в предикате (т. е. «S нахо­дится в Р»), что он будет постоянно делать в «Первой Аналитике» в своем учении о силлогистическом выводе.

Проблематика трактата. По вопросу о происхождении языка в гре­ческой философии 5–4 в. до н. э. сложились две теории. Согласно первой из них (разделялась Платоном), язык есть произведение природы, т. к. его структура точно соответствует структуре чувственного мира (см. изложение этих взглядов в диалогах «Кратил», Crat. 424d сл., и «Теэтет», Theaet. 202а сл.). При этом слова являются «орудиями» на пути к познанию реальности – истинные слова верно отображают вещи, ложные неверно. Согласно другой теории (разделялась Аристотелем), слова языка условны (в принятой тер­минологии софистов, «установлены законом»). Аристотель полагает, что сами по себе слова нейтральны, они лишь условные символы для отобра­жения вещей в нашем мышлении. Чтобы высказывание были осмысленно, необходима связь между символами-словами, которая в случае ложного вы­сказывания нарушается. Т. обр., лишь связь слов в предложении обеспечи­вает его смысл. Если слово всего лишь знак, то его значение может быть твердо установлено, – Аристотель утверждает однозначность определения при произвольности обозначения. В этом корень различия между Платоном и Аристотелем в теории языка: по Платону, от формы слова мы переходим к истинному понятию; по Аристотелю, от употребления знака – к мышлению.


Источник: vk.com

Комментарии: