Госпожа "мать её" Бессонница и ее экономическое хозяйство

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2022-06-23 01:37

изучение сна

Начнем с главного: сон – обязательная, врожденная, необходимая потребность организма. Длительное отчуждение человека от возможности спать дает весьма недобрую симптоматику.

Здесь я не рассматриваю бессонницу, обусловленную, например, нарушением гормонального уровня, как это бывает при патологиях щитовидной железы. Однако! Даже здесь следует смотреть на явление системно: то есть некая функциональная система организма (а функциональная система определяется полезным результатом) работает не так, как должна работать. То есть вместо засыпания она приводит к бодрствованию.

Я немного про другую бессонницу: это когда гормональный фон в норме и железы не имеют органической патологии.

Состояние бессонницы можно понимать так, что напор влечения настолько сильный, что его нагрузка привлекает систему сознания. Как мы знаем из метапсихологии (и системной психофизиологии в том числе), сознание возникает на месте следа-памяти. Здесь имеется в виду то, что для получения нужного результата может быть достаточно выученного действия: например, заходя в комнату, вы не глядя отыскиваете выключатель и включаете свет. Участие сознания как системы (не путать с состоянием бодрствования вообще) здесь не нужно. Однако в тот момент, когда ваша рука не обнаруживает выключатель на нужном месте, автоматизированная, выученная программа действия не приносит ожидаемого результата. В таком случае «ошибка предсказания» привлекает внимание системы сознания, чтобы осмыслить затруднение и сделать действие более точным.

Когда человек засыпает, все имеющиеся у него влечения (вновь возникшие или нерешенные в момент бодрствования) изолируются от внешнего мира. То есть система эмоциональных влечений (либидо) отсекается от объектов внешней среды, а значит абсолютно каждое из этих влечений не получает удовлетворения. Иными словами, пока мы спим, наши потребности продолжают существовать и требовать своего удовлетворения.

Как мы помним, источником влечений является система Оно (ид): по своим характеристикам она соответствует восходяще-возбуждающим системам мозга. Эта система не знает ни времени, ни реальности. Она может только хотеть. Вообще, ее можно понимать как чистое возбуждение, с которым справляться должны исполнительные системы психики.

Короче, с точки зрения метапсихологии, основная функция сновидения – это сохранять состояние сна. В самом деле, если влечения оказывают давление на психический аппарат и не получают разрешения, то они будут привлекать систему сознания, чтобы в ней переработать план, действие и получить полезный результат. Сновидение в таком случае позволяет частично сбрасывать возбуждение влечений до того уровня, при котором психике удается удерживать процесс сна.

В этом есть логика, поскольку все эмоциональные влечение удовлетворятся посредством системы восприятия. То есть, если голод мы утоляем только посредством вещества, то эмоциональную потребность в заботе, привязанности, любви мы удовлетворяем посредством восприятия, когда видим, что состояние внешнего мира и его объектов соответствует нашему желанию (см. тождество восприятия по Фрейду, или согласование ожидаемого результата с получаемым в психофизиологии).

Следовательно, пока мы видим сновидение, влечения виртуально реализуют себя именно на автоматизированном уровне. В содержании сновидения мы сознательно не участвуем, не генерируем образы или сюжет: мы наблюдаем и переживаем (в первую очередь переживаем, а уже потом наблюдаем). Короче говоря, успешное сновидение не привлекает систему сознания для решения задачи, а как бы просто транслирует получаемые результаты.

Однако, если влечение не способно разрядиться на автоматизированном уровне, то значит оно не может быть удовлетворено – оно не может достигнуть цели. А значит оно должно привлечь внимание сознания. А это, в свою очередь, значит, что оно должно увеличить количество своей энергии, чтобы «проникнуть» в систему сознания и там развернуться. Вот в такой момент человек просыпается.

Если человек не может уснуть или просыпается «без повода» по ночам (и это не обусловлено внешними раздражителями), то вполне вероятно, его заряженное влечение активно привлекает внимание системы сознания. Почему же тогда это влечение не анестезируется сновидением? Вероятно, именно потому, что в сновидении (как в автоматизированной форме удовлетворения влечения) оно просто не может оказаться, поскольку не решается автоматически (в рамках сновидения). Грубо говоря, у внутреннего «снотворца» вообще ноль идей, как это влечение облечь в образ и там разыграть.

При этом человек может отмечать, что ничего ему в голову не приходит и нет той мысли или представления, которые бы возникали у него в сознании, когда он внезапно пробуждается или не может уснуть.

Это можно объяснить тем, что влечение вытеснено, а значит постоянно нагружается. Вот если грубо и на пальцах. Влечение должно достичь цели. Тогда органический источник влечения (нейронная цепь) сбросить возбуждение. Однако некоторые влечения не должны быть допущены до работы: то есть влечение вроде «убить любимого человека» должно быть заблокировано, иначе его удовлетворение (разрядка при достижении цели) сулит большими проблемами для других влечений и систем. Вытесненное – не значит «потушенное». Вытесненное – значит не допущенное до работы. А если оно не должно быть допущено до работы ни в каком виде, то закономерно, что в сознании ему делать нечего (сознание, напомню, это последняя инстанция в принятии решения). Это значит, что влечение еще до поступления в систему сознания блокируется: то есть нагрузка (возбуждение) сталкивается с противонагрузкой (торможение). Короче, вытесненное влечение сохраняет свою энергию в бессознательном: а говоря нейрохимически, метаболиты нейронной цепи никуда не делись и не перешли в обменные процессы.

Пока человек бодрствует, его система сознания максимально нагружена. А это значит, что барьер (фильтр) для проникновения в сознание чего-то лишнего очень высокий. Когда человек засыпает, то система сознания лишается своей нагрузки, именно это позволяет ей «отключиться». А это значит, что барьер для проникновения в сознание вытесненного становится проницаемым. То есть в тот самый момент, как человек засыпает и его сознание лишается энергии, вытесненное влечение (как сумма возбуждения) будучи нерешенной задачей пытается привлечь к себе внимание для решения проблемы. Человек пробуждается (ибо система сознания вновь нагружается энергией) и… ничего. Потому что вместе с включением сознания включается и фильтр (Фрейд называл это цензурой: она нужна, чтобы не допускать беспорядочный рандом из системы бессознательное, которая быстро, сыро, наспех решает бесконечный поток задач, связанных с внешними раздражителями и внутренними возбуждениями).

При бессоннице, если отталкиваться от данной модели, влечение постоянно привлекает к себе внимание, но не проникает в сознание или проникает в него своими косвенными производными в виде ассоциативно связанных вещей. Ну, то есть мысли крутятся вокруг, например, какого-то фильма, который больно уж в душу запал, а на деле речь идет про какой-то свой неразрешенный опыт, который соотносится с сюжетом фильма.

К слову, что здесь далеко ходить? Вы пережили на работе монструозный конфликт, переживаете, проблема не решена, требует решения, вы ее варите в голове и… не спите. Не спите именно потому, что влечение (и, возможно, не одно), связанное с данным событием, не получило разрешения, а значит с экономической точки зрения органический источник этого влечения возбужден так, что превышает требование психического аппарата спать.

По сути, с точки зрения психического аппарата вам попросту нельзя спать. Наверно, это самый раздражающий вопрос, который я задаю анализадту, если он мучается бессонницей: "Почему тебе НЕЛЬЗЯ спать?". А ведь с точки зрения принципа нейронной иннервации, нейронная цепь, получив возбуждение, должна от него избавиться. А если она хронически от него избавиться не может, то свободная энергия в ней будет поглощена разрушением структуры (см. эксайтотоксия в нейробиологии). Поэтому вполне логично, что психический аппарат не переходи ко сну: в нем сейчас энергии столько, что ее уже не отвести даже сновидением. Надо решать проблему.


Источник: vk.com

Комментарии: