Насколько сильно вы зависимы от эмоциональных реакций других людей на вас?

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Насколько сильно вы зависимы от эмоциональных реакций других людей на вас? Насколько то, что другие говорят о вас, значимо и влияет на ваше состояние? Если, к примеру, кто-то говорит о вас нечто нелестное, насколько его слова проникнут в ваш разум и там укоренятся?

Однажды я уже упоминал об идее, что раннее взаимодействие ребенка и опекуна можно представить в психоаналитических моделях как расширение «эго» ребенка за счет «эго» родителя. Эго ребенка как исполнительная система психического аппарата еще не имеет достаточного количества опыта, закодированного в памяти: эпизодической, семантической, процедурной и ассоциативной.

Представим такую сцену. Маленький ребенок под присмотром опекуна играется на площадке. Вдруг ребенок спотыкается и падает. В этот момент система восприятия ребенка работает сразу по двум каналам: во-первых, это сенсорные данные из внешней среды, относительно которой произошло событие (резкая смена положения, непредсказуемая ситуация); во-вторых, это чувственные данные изнутри, которые обрабатываются психическим аппаратом как боль от ушиба (если быть совсем точным и душным, то все эти каналы исключительно внутренние).

Вот здесь может быть 2 сценария. Первый – ребенок орет. И это невообразимое эффективное поведение, потому что оно привлекает внимание опекуна. Второй – ребенок пока не орет и – внимание! – оборачивается на опекуна. Казалось бы, всё предельно ясно: я упал и мне больно. Но это глазами опекуна всё так предельно ясно.

Суть в том, что ребенок в этот момент получает большое количество данных через систему восприятия. Эти данные его психический аппарат должен каким-то образом обработать и сформировать отношение к ним. Но проблема в том, что эго ребенка от рождения имеет очень зачаточные, примитивные, неосознаваемые категории. То есть опасность в целом может быть понятна и годовалому ребенку: резкий звук, резкое движение и прочие базовые вещи, от которых пугаются все млекопитающие. А вот отношение к розетке формируется посредством вычислительных возможностей родителя. В крайнем случае – пагубного опыта.

В процессе взаимодействия эго ребенка и эго родителя первое (детское) встраивает в себя данные из эго второго (взрослое). Вот ребенку страшно, поскольку в комнате присутствует некий раздражитель – бабайка (можно очень долго рассказывать ребенку, что он всё придумал, только для его психической реальности бабайка предельно настоящая). В этот момент психический аппарат ребенка выбрасывает большое количество свободной энергии в системе Страх (в терминах аффективной нейронауки). То есть субъективно ребенок испытывает некий раздражитель, от которого нужно либо удалиться, либо удалить сам раздражитель. Ребенок, само собой, начинает орать, чтобы опекун услышал и явился. Зачем? А затем, что у эго опекуна есть понимание происходящего и есть навыки по устранению бабаек. Если опекун является, берет ребеночка на ручки и включает свет, ребенок постепенно успокаивается, энорфины поступают куда надо, ребенок засыпает. Всё хорошо. Мы в домике.

Что произошло? Опекун снизил количество свободной энергии в психическом аппарате ребенка. Ребенок оторался (разрядка), а данные из системы восприятия (раздражитель удален) перестают загружать систему Страх дополнительной энергией. Нейронные цепи, отвечающие за оборонительное поведение, замолкают.

То есть для ребенка внутреннее возбуждение и внешний раздражитель – это хрен пойми что: и что с этим делать, и как это понимать – не понятно вообще, а если и понятно, то настолько на уровне первичного процесса, что ближе к хаотичному поведению с низкой точностью результата.

Соответственно, эмоциональные реакции родителя на событие (в том числе и чувства ребенка) будут интернализироваться (встраиваться) в его эго и затем определять происходящее самостоятельно.

Но вот, представим, что взаимодействие эго ребенка и родителя было дефицитарным. Например, родитель был отвергающим или плохо считывал сигналы ребенка, не мог устранить раздражитель или действовал невпопад. Ребенок продолжает формироваться с постоянной нехваткой информации: он вообще не понимает ни своих реакций, ни реакций других людей. И уже будучи взрослым, он продолжает (и это закономерно) искать реакции других людей.

То есть когда человек из опыта взаимодействия встроил в свое эго достаточное количество точных и адекватных данных, в дальнейшем он попросту опирается на эти данные и синтезирует их: ему понятно, что он чувствует, почему он чувствует, насколько его реакция в той или иной ситуации адекватно… Понимаете? Он сам себе отвечает на вопросы, что не так. В частности, в процессе понимания внешних стимулов и внутренних стимулов активное участие принимают default mode network (DMN) и salience network (SN), развитие которых напрямую связано с качеством взаимодействия матери с младенцем:

«Это 9-летнее лонгитюдное исследование предполагает, что качество материнского поведения во время взаимодействия матери и младенца предсказывает более сильную антикорреляцию DMN-SN в позднем детстве, что, как считается, отражает более зрелую функциональную связь мозга. Это согласуется с классическими (Greenough et al., 1987) и недавними предложениями (Cicchetti, 2016), с исследованиями на животных (см. Meaney, 2001), а также с исследованиями детей, переживших тяжелые неблагоприятные условия (см. Belsky and De Haan, 2011), предполагая, что ранний опыт отношений может иметь решающее влияние на развитие мозга ребенка. Результаты данного исследования представляют собой редкое свидетельство того, что нормативные различия в качестве родительского воспитания могут способствовать развитию функциональных связей у типично развивающихся детей» [D?geilh, F. et all. Quality of maternal behaviour during infancy predicts functional connectivity between default mode network and salience network 9 years later, doi: 10.1016/j.dcn.2018.06.003].

Короче, смысл в том, что смысл (!) сигналов (как из внешней среды, так и из внутренней) до времени определяет эго опекуна, которое, получая данные о поведении, состоянии и реакциях ребенка, проводит обработку, определяет смысл происходящего, выражает на это реакцию и моторное действие по устранению (или не-устранению) раздражителя. Всё это воспринимает эго ребенка и укладывает в системах памяти. Если же эта система не получает должного развития, то эго ребенка сохраняет свою зависимость от вычислительных возможностей эго других людей: я то, каким меня видят.


Источник: vk.com

Комментарии: