Жажда знаний

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2022-05-21 02:03

наука

Создавая Академгородок, его основатели мыслили глобально: в научном центре должны быть не только научные институты и механизмы внедрения разработок, но и система подготовки научных кадров. Таким образом появились Новосибирский государственный университет и физико-математическая школа (Специализированный учебно-научный центр), а сам принцип организации такой системы получил название «треугольник Лаврентьева».

Как всё начиналось

«Нам была предоставлена уникальная возможность — создать высшее учебное заведение, идеально приспособленное для соединения образования с наукой. Мы постарались полностью использовать опыт, накопленный в этом направлении Физико-техническим институтом, Московским и Ленинградским университетами», — писал Михаил Алексеевич Лаврентьев в книге «…Прирастать будет Сибирью. Новосибирск». По его мнению, «…важно было дать студентам глубокие фундаментальные знания, ибо узкие специалисты в наше время устаревают с огромной скоростью. Поэтому необходимо создать прочную основу, владея которой молодой специалист сможет быстро перестраиваться и осваивать новое… Одно из главных достижений НГУ — общий уровень подготовки, воспитание способностей к исследовательской, творческой работе».

Новосибирский государственный университет был основан постановлением Совета Министров СССР от 9 января 1958 года — через полгода после решения о создании Сибирского отделения Академии наук СССР. Занятия начались 29 сентября 1959 года, один из основателей Отделения, академик Сергей Львович Соболев, прочитал студентам первую лекцию. Университет, будучи неотъемлемой частью Новосибирского научного центра, строился и развивался вместе с ним, ориентируясь на подготовку кадров для науки.

В первый год выхода газеты Президиума СО РАН «За науку в Сибири», 1961-й, студентам посвящена целая рубрика — «Университетская жизнь», где рассказывается об их учебных и спортивных успехах или недоработках. «У студентов IV курса более серьезные дела. Два дня в неделю они работают в научно-исследовательских институтах. По их словам, это “богатая, увлекательная и очень полезная” работа», — пишет автор текста, подчеркивая основу организации обучения в НГУ: включенность в исследовательский процесс со студенческой скамьи.

Первый выпуск университета состоялся в 1963 году: 26 физиков, 10 механиков, 24 математика. Как пишет «За науку в Сибири» в это время: «Вчера один из самых молодых вузов страны — НГУ — прощался со своими питомцами. Правда, они не поступали на первый курс — обладатели дипломов с первыми номерами в свое время перевелись сюда из других институтов страны. За время учебы они успели прослушать лекции ведущих ученых страны, на собственном опыте познакомились с трудностями и захватывающим интересом лабораторных исследований. Ведь НГУ именно тем и отличается от других вузов, что предоставляет своим питомцам возможность вплотную заниматься серьезной наукой в той или иной отрасли человеческих знаний».

Академик Юрий Леонидович Ершов, например, сначала учился в Томском государственном университете. В 1961 году он решил перевестись в НГУ, но его не отпустили. Тогда мама будущего академика написала письмо в Министерство просвещения СССР, и только к концу третьего курса ему удалось уехать в Академгородок. «Говоря о студенческой жизни, обычно подразумевают внешнюю сторону, — вспоминает Юрий Ершов в книге “НГУ: вчера, сегодня, завтра. Воспоминания. Очерки. Интервью”. — Мне запомнился сам университет, то, что нам преподавали выдающиеся ученые. Я слушал лекции трех классиков математики. Уравнения математической физики нам читал академик Сергей Львович Соболев, математическую логику — академик Анатолий Иванович Мальцев, мировой специалист в этой области, лекции по функциональному анализу — академик Леонид Витальевич Канторович. Это уникально. Сейчас, думаю, это повторить невозможно, потому что в тот момент съехалось много ведущих специалистов. Все они работали в университете. С другой стороны — атмосфера. Как у нас проходили научные семинары? На многих семинарах, где присутствуют профессора, есть некоторое смущение. Профессора боятся показать свое непонимание, задать вопрос. Это сдерживает и студента, и преподавателя. Так вот, на наших научных семинарах Мальцев и другие не боялись задавать глупые вопросы. Не боялись показаться смешными. Они пытались понять и задавали вопросы. Это имело большое педагогическое значение. Да и сама атмосфера общения была довольно демократичной».

Тогда же появилась идея готовить кадры для работы в науке со школьной скамьи: отбирать талантливых школьников по всей стране через систему олимпиад, а затем обучать их в школе-интернате один или два года — так зародилась физико-математическая школа (ныне Специализированный учебно-научный центр НГУ). Первая Всесибирская олимпиада школьников, организованная и проведенная Сибирским отделением АН СССР, состоялась в 1961 году, а с 1962-го — стала ежегодной. В том же году прошла первая летняя школа. ФМШ сначала расположилась в новом здании на окраине Академгородка, где сейчас военный институт, а ближе к университету переехала в 1969-м, в специально построенные учебный корпус и два общежития.

«Я приехал в Академгородок в 1977 году, когда Лаврентьев и Христианович уже уехали, затем за ними последовал и Соболев. Они действительно были великими и много сделали для развития новосибирского Академгородка, — рассказывает ректор университета академик Михаил Петрович Федорук. — Нужно помнить о прошлом, но надо жить настоящим и смотреть в будущее».

Современное состояние и новые вызовы

В настоящее время в состав НГУ входят шесть факультетов, три института и около 110 кафедр. Общее количество студентов — более 8 000 человек, более 1 000 иностранных студентов. Общее количество преподавателей — более 2 000 человек, среди которых 925 доцентов, 336 профессоров с докторской степенью, 56 членов Российской академии наук, 43 иностранных преподавателя. В ФМШ обучается 500 школьников из 60 регионов РФ.

По словам Михаила Федорука, обучение молодых специалистов через генерацию новых знаний — отличительная черта НГУ с самого основания университета и по сей день. «Модель университета нового типа, заложенная основателями Академгородка и развитая другими ректорами, сохранила свою актуальность и жизнеспособность. Мы всегда гордились тем, что НГУ тесно интегрирован с Российской академией наук и Сибирским отделением в частности. И тогда, и сегодня значительная часть преподавателей большинства направлений обучения — совместители, работающие в научно-исследовательских институтах СО РАН и находящиеся на фронтире научных разработок. Это необходимо и важно, поскольку исследователя может научить только исследователь», — добавляет ректор.

Технология работы физико-математической школы (ныне — Специализированного учебно-научного центра НГУ) спустя годы мало изменилась: продолжается отбор талантливых ребят из глубинки с помощью системы олимпиадного движения, погружение в науку в летней школе и приглашение самых мотивированных продолжить обучение в школе-интернате. Обучение в предуниверсарии предполагает лекции, семинары, специальные задания повышенной трудности, эксперименты и исследования, а также серьезную внеаудиторную нагрузку, которая, в свою очередь, формирует те самые ценные «мягкие» навыки: высокий уровень самоорганизации и планирования своей жизни, умение работать в команде, аргументированно отстаивать свою точку зрения. Как следствие, отмечает Михаил Петрович, среди выпускников СУНЦ НГУ — тысячи успешных людей, которые сегодня составляют образовательную, научную, культурную и бизнес-элиту России, и приблизительно каждый четвертый выпускник физматшколы становится кандидатом наук.

За более чем 60 лет существования НГУ вышел за пределы Новосибирского научного центра по масштабам своего влияния и своей деятельности. Сегодня университет — заметный игрок, площадка, интегрирующая кадры, бизнес и науку. И, как утверждает Михаил Федорук, каждую из этих веток необходимо усиливать. «Логика современного образования требует в числе прочих ответа на вопрос о том, на какие уровни образования сделана стратегическая ставка, какой тип образования — элитное или массовое — предлагает абитуриентам, какого типа человек должен стать продуктом университета. Хотя НГУ по статусу является исследовательским, в сегодняшних реалиях нельзя останавливаться исключительно на фундаментальной науке: все элементы знаменитого «треугольника Лаврентьева» нуждаются в инновациях, в прорывных высокотехнологичных решениях, работе с большими данными». Именно поэтому, считает Михаил Петрович, главный вызов, главная задача НГУ — развить сегмент высокоинтеллектуальной инженерии и технологического предпринимательства, которые позволят Новосибирскому научному центру преодолеть разрыв между фундаментальными исследованиями и рыночными решениями.

Планы на будущее

После окончания программы «5-100», направленной на повышение конкурентоспособности вузов в мировых рейтингах, появилась программа «Приоритет 2030», с которой сейчас связывают развитие российских университетов. «Опережающая подготовка высококвалифицированных научно-технологических кадров, создание, развитие и содействие внедрению технологий будущего, проактивная роль в социальном, экономическом и территориальном развитии России — именно к этому мы стремимся как участники новой государственной программы поддержки вузов», — говорит Михаил Федорук.

На сегодняшний день в университете многое сделано для перехода на новую форму образования. Так, по словам ректора университета, более 40 % бюджетных мест отводится образовательным программам, которые так или иначе связаны с информационными технологиями и прикладной математикой, а около 200 преподавателей — действующие сотрудники высокотехнологичных компаний, которые привлекаются в университет, чтобы давать актуальные знания, необходимые для работы в этих компаниях. Для обеспечения комфортной научно-исследовательской деятельности и инновационного творчества молодых ученых ведется строительство кампуса мирового уровня, включающего в себя новый учебный корпус и досуговый центр для СУНЦ, комплекс общежитий на 690 мест с зонами для спорта, досуга и учебы, корпус для проектной работы студентов с библиотечным пространством нового типа и поточными аудиториями, научно-исследовательский центр и учебно-научный центр Института медицины и психологии В. Зельмана НГУ.

Для развития исследовательских направлений, не представленных или слабо представленных в СО РАН, открылись Центр НТИ по новым функциональным материалам, Климатический центр, Суперкомпьютерный центр «Лаврентьев» (университет выступает как интегрирующая площадка для членов консорциума), Институт химических технологий (совместно с ФИЦ «Институт катализа им. Г. К. Борескова СО РАН», ПАО «Газпром нефть», ПАО «СИБУР Холдинг» и ГК «Росатом»), Институт генетических технологий (совместно с ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН»). Ведется работа и по модернизации образовательного процесса. «Мы активно работаем над созданием совместных магистерских программ с высокотехнологичными компаниями. Конкретные примеры — это совместные магистратуры с “Газпром нефтью” и “Оксиалом”. Этот удачный опыт мы будем тиражировать на другие направления и факультеты», — говорит Михаил Федорук.

В 2019 году на базе механико-математического факультета открылась Инженерная школа, готовящая инженеров-исследователей, которые должны научиться воплощать результаты фундаментальных исследований в конкретные продукты. В 2020 году открыли программу бакалавриата «Мехатроника и робототехника. Искусственный интеллект», специализирующуюся на больших данных и глубоком машинном обучении. В дальнейшем, как утверждает Михаил Петрович, университет продолжит развивать инновационное направление, искать новые формы образования: стартап как диплом, стартап-студии и другие. «В планах также развитие фотоники, физики высоких энергий, астрофизики, космологии, радиационных технологий, подготовка кадров для синхротронно-нейтронных исследований и создание центра компетенций по высокопроизводительным вычислениям, включая технологии искусственного интеллекта», — дополняет он.

Несмотря на изменившуюся политическую ситуацию, университет планирует продолжать международные программы. У НГУ налажено интенсивное сотрудничество с Китайско-российским институтом. Так, по соглашению с Хэйлунцзянским университетом (которое в апреле 2022 года было продлено еще на десять лет) учится порядка 800 человек, более 100 из них — в России. Высший колледж информатики запустил программу по мехатронике и робототехнике, искусственному интеллекту с Северо-Китайским энергетическим университетом. Ведется работа по привлечению студентов из вузов-партнеров в рамках Сетевого университета СНГ и Университета Шанхайской организации сотрудничества. В 2022—2023 учебном году в действие будет введена перспективная англоязычная междисциплинарная программа магистратуры Quantum Technologies and Cryptography. На базе Института медицины и психологии В. Зельмана существует англоязычный специалитет, где учатся студенты с Ближнего Востока и из Северо-Западной Африки. «Понятно, что некоторые проекты, особенно с европейскими странами, закончатся. Однако здесь, мне кажется, многое зависит от вовлеченных в них людей. Например, кто-то отказался от участия в проектах мегагрантов, а с кем-то, как, например, со Стефаном Вабницем из Италии, продолжается работа. Посмотрим, как будут развиваться события, — говорит Михаил Петрович. — Мы будем ориентироваться на страны Юго-Восточной и Центральной Азии, как это и было раньше».

Сотрудничество с Сибирским отделением также планируется усиливать. По мнению Михаила Петровича, необходимо придать новый импульс объединенным ученым советам СО РАН: они должны формировать фронтиры научных исследований, определять приоритеты образовательных программ и планов. Сейчас председатели ОУСов входят в ученый совет университета, и ректор предполагает, что это — инструмент влияния и формирования образовательной политики в дополнение к учебно-методической и преподавательской работе. «Михаил Алексеевич говорил, что нет ученого без учеников, на начальном этапе было не престижно не преподавать в университете, однако сейчас это делают далеко не все члены Академии», — говорит Михаил Федорук. Конечно, есть и позитивные примеры: преподают академики Василий Михайлович Фомин, Валерий Арнольдович Верниковский и многие другие. Сам Михаил Петрович рассказывает, что читает спецкурс на физическом факультете. В физматшколе активно работает директор Института ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН академик Павел Владимирович Логачёв.

По мнению Михаила Петровича, несмотря на то, что после реформы функции РАН значительно изменились, в Академгородке очень сильны единство и традиции, поэтому есть все предпосылки для совместной работы. «Конечно, сейчас СО РАН осуществляет научно-методическое руководство и другими вузами, но главным университетом для Сибирского отделения должен быть Новосибирский государственный: если бы в центре Академгородка не было бы университета, не было бы и самого Академгородка», — настаивает Михаил Федорук.

«Наука в Сибири

Фото Юлии Поздняковой и из архива СО РАН


Источник: vk.com

Комментарии: