В сб, 16.04, в 18.00 будет стрим "Биологическое и социальное в "природе человека" (а также индивидуальное и свобода выбора)

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


В сб, 16.04, в 18.00 будет стрим "Биологическое и социальное в "природе человека" (а также индивидуальное и свобода выбора). Можно послушать, задать вопросы. https://www.youtube.com/watch?v=vsZqwFIkUNM&feature=youtu.be

Резюме.

Обсуждается эволюция человеческих качеств, наиболее важных для нас, чья «природа» активно дискутируется в обществе — агрессия, интеллект, просоциальность, гендерные различия и т.д. Для всех этих случаев анализируется соотношение биологического и социального, личного выбора (свободы воли) и необходимости, созданной обстоятельствами. Показывается, что во всех этих случаях развитие шло в сторону умаления "биологической", усиления "социальной" составляющей, появления новых возможностей управления и контроля первой со стороны второй. Что иллюстрирует с неожиданной биологической стороны известное положение, что человеческая природа "делаема", а история, также как ранее эволюция, состоит во всё большем овладении людей происходящими изменениями, всё большей возможности направленно строить собственное будущее - в т.ч. и свою телесность. Показывается трёхчастность поведения животных, кроме высших приматов и человека: там есть

1) инстинктивная часть, представляющая "видовые формы" взаимоотношений и действия особей,

2) рационально-вероятностная часть, основанная на обучении, оптимизируемом рассудочной деятельностью и

3) автоматическое копирование поведения других особей в группировке.

Индивидуальность животного проявляется лишь во второй части, в первой и третьей оно - "республика инстинктов", по выражению К.Лоренца, и в ходе филогенеза меняются ведущие и ведомые в соотношении этих частей в поведении в целом. До птиц и млекопитающих ведущий 1) при жизни животных в сообществах, с дифференцированными социальными ролями, и 3) в анонимных стаях, 2 реализуется по остаточному принципу в неохваченных ими видах активности. У птиц и млекопитающих на пути от низших к высшим индивидуальное "я" всё больше "берёт под контроль" прочие виды активности, "учитывает" их результат и использует для своих целей, даже инстинкт. Специфическая мотивация особей, реализующих видовые инстинкты, на этом пути попадания под контроль индивидуального "я" переплавляется в эмоции, индивидуальные по источнику и переживанию, но более или менее общие по формам выражения (уже не универсальные, в отличие от инстинктов).

Показывается, что прогрессивное развитие индивидуальности в ряду позвоночных с её проявлениями, эмоциональными, интеллектуальными, и физиологическими в каждой из филетических линий выступает следствием усложнения социальной организации, и наоборот, когнитивно более "сильные" особи, с более сложной и индивидуальной жизнью, канализуют развитие вмещающего их социума в сторону ещё большего усложнения.

Показывается, что в филетической линии, ведущей к Homo sapiens, 1) сперва деспециализируется, потом отмирает вовсе, а 3) сливается с 2), из общей реакции делаясь индивидуальным конструированием стереотипов, дальше распространяемых при социальном общении в группе. На этом пути развитие индивидуальности достигает максимума, она подчиняет себе средства коммуникации: язык выражает индивидуальные мысли и чувства общими средствами, сигналы животных, реализованные инстинктивными формами реагирования, напротив, подчиняют движения и переживания индивида "должному" воспроизводству ритуализованных форм поведения в "должных" (заданных видовой нормой) обстоятельствах взаимодействия.

У высших приматов и нас остаётся лишь деятельность, управляемая индивидуальным "я", стоящим планы и осуществляющим их через копирование "образцов" типических действий в типических обстоятельствах у Других, опосредованным зеркальными нейронами. У других позвоночных механизм копирования поведения, лежащий в основе стайных реакций, более примитивен, основан на "заражении" неспецифическим возбуждением всех членов группы. В заключение обсуждается проблема универсальности vs культурной обусловленности эмоций человека, показывается их историзм в каждой из человеческих групп, где та их универсальность, что может быть показана естественнонаучными средствами - продукт нарастающей связности между обществами с очень разным языком и культурой, интенсификацией обмена между ними и т.д. Развитие всё более универсального "языка тела" стало способом сохранения местных культур в этих условиях без замыкания в локальных изолятах.


Источник: www.youtube.com

Комментарии: