Про соединительнотканную память и то, почему нельзя расчесывать любые раны

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Пластичность клеточных линий обеспечивает заживление ран. И это нам нравится. Но и образование раковых клеток это тоже результат пластичности клеточных линий.

Кожа взаимодействует с внешним миром и постоянно получает повреждения. Кишечник тоже взаимодействует с внешним миром. Стволовые клетки кишечника — это недифференцированные стволовые клетки, расположенные в криптах кишечного эпителия. Они способны к самообновлению и дифференцировке в специфические клеточные линии. Сейчас оздоровители любят рассуждать о «проницаемости кишечника». Именно стволовые клетки кишечника способствуют быстрому обновлению клеток слизистой оболочки кишечника каждые 4?5 дней. Именно они отвечают за непрерывное обновление и репарацию эпителия слизистой оболочки кишечника после повреждения. Непрерывное обновление клеток кишечного эпителия играет ключевую роль в поддержании барьерной функции эпителиальной выстилки.

Точно так же как на коже, процессы обновления идут постоянно. На коже принимают участие стволовые клетки волосяных фолликулов.

Более того, стволовые клетки волосяных фолликулов первыми реагируют на повреждения на коже. Общее количество фолликулов на теле взрослого человека — до 5 миллионов. Плотность волос и количество фолликулов на квадратный сантиметр определяются наследственностью. Наиболее высокая плотность отмечается у блондинов, а меньше всего волос — у рыжих.

Именно на примере волосяных фолликулов наиболее подробно изучена роль соединительной ткани.

Клетки соединительной ткани волосяного сосочка выделяют морфогены.

На стадии телогена отмечается повышенная выработка подавляющих рост факторов, на стадии анагена — стимуляторов роста, на стадии катагена — прекращение специфических сигнальных взаимодействий между эпителием фолликула и соединительной тканью ведет к апоптозу эпителия фолликула, тогда как их активация переводит волосяной фолликул в «спящее» состояние. Обмен сигналами между эпителием фолликула и соединительной тканью осуществляется за счет протеогликанов, версикана, способных увеличивать или подавлять биологическую активность секретируемых стимуляторов роста. На стадии анагена в клетках соединительной ткани сосочка происходит интенсивная секреция синдекана 1 , интенсивность которой снижается по мере инволюции фолликула.

Облысение — это в основном мужская проблема, поэтому изучение роста волос идет очень активно. Изучено влияние соединительнотканных тучных клеток. Понятно, что максимально изучено влияние гормонов. Но не ретиноевой кислоты.

Процесс клеточной пластичности, обеспечиваемый соединительной тканью, необходим для перенаправления стволовых клеток в наиболее нуждающиеся в этом участки ткани. То есть, важна еще микроциркуляция и здоровое состояние межклеточного пространства, внеклеточного матрикса. Если процесс становится неконтролируемым, то может запуститься хроническое воспаление и даже рак. Рак это извращенный физиологический процесс.

Ретиноевая кислота, биологически активная форма витамина А, необходима стволовым клеткам для выхода из состояния пластичности клеточных линий и последующей дифференцировки в клетки волос или эпидермиса (кишечного или кожного).

«В ходе наших исследований, сначала in vitro, а затем in vivo, мы обнаружили ранее неизвестную функцию витамина А — молекулы, которая, как давно известно, оказывает сильное, но часто загадочное воздействие на кожу и многие другие органы».

Генетические, диетические и местные вмешательства, которые повышали или понижали уровень ретиноевой кислоты у мышей, подтверждали ее роль в балансировании реакции стволовых клеток на повреждения кожи и рост волос.

Ретиноиды действовали не сами по себе: их взаимодействие с сигнальными молекулами влияло на то, должны ли стволовые клетки оставаться в состоянии покоя или активно участвовать в восстановлении роста волос.

Для участия стволовых клеток волосяных фолликулов в заживлении ран необходимо снижение (!) уровня ретиноевой кислоты: если уровень слишком высок, они не могут перейти к пластичности клеточной линии и не способны восстанавливать раны, а если уровень слишком низок, стволовые клетки слишком сильно концентрируются на заживлении ран, в ущерб регенерации волос.

Применение ретиноидов и витамина А долгое время давало противоречивые результаты. Чрезмерное использование ретиноидов препятствует циклу роста волос и вызывает алопецию.

Влияние ретиноидов на другие ткани неизвестно.

Когда пластичность клеточных линий не контролируется, это становится ключевым фактором развития рака. Vitamin A resolves lineage plasticity to orchestrate stem cell lineage choices

Стволовые клетки волосяных фолликулов сохраняют «память» о том, как перемещаться из фолликула на поверхность кожи, восстанавливать поврежденную кожу и адаптироваться к новому месту обитания. Эти «опытные» стволовые клетки практически неотличимы от стволовых клеток кожи. Однако они подготовлены к более быстрому заживлению ран, и после повторных ран могут развить «память», которая может привести к хроническим заболеваниям и раку.

Иммунные клетки приобретают эпигенетические изменения при борьбе с патогенами, что делает их более восприимчивыми к дальнейшему воспалению в процессе, известном как тренированный иммунитет или воспалительная память. Это основа псориаза, атопического дерматита и хронических незаживающих ран. Эпидермальные стволовые клетки, подобно иммунным клеткам, могут использовать эпигенетическую память о воспалении для мобилизации неспецифических, кратковременных ответных реакций на воспаление и травмы.

Раньше считалось, что память — это привилегия Т?клеток и В?клеток иммунной системы. И когда профессор А.А. Алексеев писал о соединительнотканной памяти, над ним потешались.

Хорошая теория обладает огромным предсказательным потенциалом. В 2025 году нашли соединительнотканную память.

«Кожа при повторном повреждении заживает быстрее благодаря белкам, которые служат молекулярными закладками, встроенными в ядро клетки. Эти «закладки» напоминают каждой клетке, какие гены ей пришлось активировать или подавить, чтобы справиться с предыдущим воздействием, позволяя ей более эффективно реагировать на будущие повреждения.

Воспалительная память, ранее бывшая привилегией иммунных клеток, была обнаружена в эпителии дыхательных путей и кишечника, что имеет значение для астмы и воспалительных заболеваний кишечника.

Стволовые клетки кожи действительно способны запоминать воспаление и учиться на его примере, чтобы улучшить заживление ран. Стволовые клетки волосяных фолликулов сохраняли память и о том, что раньше они обеспечивали рост волос. Они могли восстанавливать либо волосы, либо эпидермис при необходимости. Более того, они раньше включаются в заживление. Получается, что стволовые клетки потенциально могут запоминать каждый важный стимул, с которым они сталкиваются».

Быстрое заживление ран это хорошо, но соединительнотканная память может и хронизировать воспаление.

Обострения псориаза часто возникают в одних и тех же местах, а при раке известно, что опухоли часто возникают в местах предыдущих травм. Воспоминания, накопленные с течением времени, могут быть причиной различных хронических заболеваний, возникающих в позднем возрасте. Поэтому советуют беречь тело и не «расчесывать» травмы.

У мышей потенциально опасные воспоминания стволовых клеток формируются даже после незначительных травм и сохраняются как минимум шесть месяцев — что эквивалентно пяти-шести годам человеческой жизни. Вероятно, эти воспоминания возникли в процессе эволюции, чтобы помочь животным быстрее заживлять раны и защищаться от будущих столкновений с патогенами.

Однако люди живут дольше, и каждый раз у нас формируются долговременные воспоминания о наших травмах и воздействии патогенов и других раздражителей. Снова плюс оборачивается в минус.

Преобладающим методом лечения хронических воспалительных заболеваний являются иммуносупрессивные препараты, и хотя они могут помочь, появляется все больше доказательств того, что подавление иммунной системы может не устранять первопричину проблемы. Stem cells expand potency and alter tissue fitness by accumulating diverse epigenetic memories.

Продолжение надо? Тут два вывода. Хорошая теория помогает заглянуть в то, у чего еще нет «рандомизированных доказательных». И не надо расчесывать травмы, телесные и душевные.

Обсуждение постов:

Чат Мезенреализм https://t.me/mezenrealismChat

Форум Мезенреализм http://t.me/svjazki


Источник: t.me

Комментарии: