"Новые способы передачи данных фактически устранили необходимость в библиотеках старого образца..."

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Степанов В.К. Библиотека и библиотекари в ближайшие двадцать лет, или В ожидании сингулярности // Научные и технические библиотеки. 2018. № 1.

"...Сегодня владение смартфоном или планшетом освобождает от необходимости носить с собой огромное количество разных устройств и предметов (фото- и видеокамеры, плеер, калькулятор, записная книжка, игровая приставка и многое-многое другое) и позволяет выполнять бесчисленное число задач: от управления банковским счётом до сравнения стоимости товаров в ближайших магазинах или получения сведений о том, как скоро подойдет нужный трамвай. Появление всего лишь одного инновационного устройства в течение десятилетия перевернуло повседневную жизнь человечества, установив – глобально и в мелочах – качественно иные подходы и стандарты в большинстве областей деятельности.

Этот пример убедительно демонстрирует, в каких масштабах подлинные инновации способны изменить жизнь человечества, современный период развития которого характеризуется обвальным ростом самых разнообразных нововведений во всех без исключения сферах деятельности. Явление, именуемое Рэем Курцвейлем «эффектом второй половины шахматной доски» [1], со всей очевидностью становится основой эволюции современного мира. Выращивание человеческих органов и создание глобальной транспортной инфраструктуры планеты, переход на возобновляемую энергию и колонизация Солнечной системы влияют на повседневную жизнь всё большего и большего числа жителей Земли.

Главными движителями изменений выступают системы искусственного интеллекта (ИИ) и робототехника. Находясь в постоянной конвергенции и непрерывно подпитываясь научными и технологическими открытиями, они формируют новое качество жизни человечества, которое при сохранении экспоненциального развития неминуемо приближается к точке сингулярного скачка – периоду в истории цивилизации, по прошествии которого технический прогресс станет настолько быстрым и сложным, что окажется недоступным пониманию современного человека. Футурологи в большинстве своём сходятся во мнении, что период этот может наступить между 2040 и 2045 гг., после чего цивилизация перейдёт на новые законы эволюции.

Развитие любых отраслей и сфер деятельности, таким образом, сегодня можно планировать лишь на ближайшие 20 лет, по прошествии которых любые нынешние прогнозы окажутся гарантированно несостоятельными. Однако на ближайшее двадцатилетие любая сфера деятельности обязана выработать собственную «дорожную карту», основываясь на том огромном влиянии, которое технический прогресс оказывает и будет оказывать на развитие социума.

Одной из областей деятельности, нуждающейся в кардинальной реорганизации, является библиотечное дело, испытывающее гигантское давление со стороны цифровой системы коммуникаций. Новые способы передачи данных фактически устранили необходимость в библиотеках старого образца: тенденция такова, что любой житель планеты уже обладает или будет обладать в ближайшей перспективе способностью получить практически любую информацию в любом месте в любое время.

Кардинально изменилась и сама информация: печатные документы уступили место целостным веб-сайтам, электронным текстам, аудио- и видеопотокам, анимации, многомерной графике и голографическим объектам. Не выдерживая конкуренции с новыми видами источников, сфера традиционного книгоиздания непрерывно сокращается. Убедительным показателем для России является почти сорокапроцентное сокращение объёма печатных книг в потиражном исчислении с 2009 по 2016 г.

Деятельность библиотек, заключающаяся в сборе, хранении и обеспечении доступа к печатным изданиям, таким образом теряет всякий смысл, превращая сами библиотеки в архаичные учреждения, финансирование которых на всех уровнях урезается при всяком случае, когда речь заходит о дефиците средств на социальные программы.

В подобном «рудиментарном» существовании библиотек заинтересованы, по сути, лишь сами библиотекари, которые, не обладая достаточными знаниями, диалектическим мышлением и потому не видя иных путей для развития библиотеки как социального института, пытаются всеми способами сохранить своё прежнее состояние, прикрываясь актуальными некогда утверждениями о непреходящей роли печатной книги и, соответственно, собственной миссии.

Подобное видение библиотеки «изнутри» вне взаимосвязи с изменившейся окружающей средой ведёт к усугублению ситуации: библиотеки дряхлеют, утрачивают роль творческих учреждений, самоизолируются, превращаются в оплоты крайнего консерватизма и откровенной казёнщины, постепенно скатываясь к тотальной имитации собственной деятельности, обслуживая интересы самих библиотекарей, а не граждан, которые давно и совершенно справедливо избегают посещения подобных учреждений.

Единственным способом сохранения библиотек в условиях экспоненциального развития технологий и, как следствие, качественного изменения самого общества является трансформация библиотек в учреждения с иными – более широкими – задачами. Одной из последних сохранившихся сильных сторон библиотек выступает, как ни странно, формальный фактор – наличие их разветвлённой сети, равномерно распределённой по территориальному и ведомственному принципам. Главная проблема состоит в том, чтобы наполнить эту сеть содержанием, отвечающим насущным потребностям граждан.

Основанием для выделения новых функций библиотеки должны служить потребности общества, диктуемые прежде всего продолжающим набирать обороты научно-техническим прогрессом. Цифровая революция ведёт к глобальным цивилизационным изменениям. Основным социальным трендом становится кардинальное изменение рынка труда и занятости при увеличении у большинства граждан объёма свободного времени на фоне общего роста продолжительности жизни.

Искусственный интеллект в сочетании с роботизированным производством уже сегодня ощутимо влияют на сокращение срока жизни профессий, поэтому практически каждый человек будет поставлен перед необходимостью непрерывно учиться и, что ещё более важно, постоянно переучиваться. При этом люди будут поступательно вытесняться в область творческих профессий, требующих развитой фантазии и интеллекта, поскольку любая деятельность, построенная на стандартных алгоритмах, с гораздо большей эффективностью осуществляется цифровыми аппаратно-программными комплексами.

Одновременно доходы от роботизации промышленности и услуг обеспечат возможность приемлемого материального существования для всех, кто не желает принимать участие в общественном производстве, путём выплаты им минимального социального пособия – безусловного основного дохода (БОД).

К отличительным чертам, также являющим собой суть цифрового общества, относится, как это ни прискорбно, снижение среднего уровня интеллекта человечества, вызванное, с одной стороны, гигантским увеличением интенсивности информационных обменов в сочетании с обвальным снижением качества информации, а с другой – отсутствием необходимости запоминать информацию и самостоятельно принимать решения, т.е. постоянно тренировать мозг.

Непрерывное использование всевозможных цифровых ассистентов в сочетании с неспособностью гражданина адекватно оценить безостановочно поступающие данные делает основную массу населения планеты объектом манипуляций со стороны корпораций и правительств. Возможность тотального контроля принимающих цифровое воплощение интересов и действий граждан порождает возникновение невиданных ранее механизмов управления сознанием масс: подлинные потребности социума в целом и каждого его члена легко вуалируются, заменяясь фальшивыми интересами, сводящимися в итоге к повиновению во всех его видах: от склонения к пользованию определёнными товарами и услугами до определения позиции на выборах.

Наконец в мире, выстроенном преимущественно на основе цифровой коммуникации, одной из сверхценностей становится живое человеческое общение – возможность собираться в кругу единомышленников для обсуждения и принятия решений по актуальным вопросам, а также совместное проведение досуга, способного доставить эмоциональное наслаждение и активизировать творческий потенциал каждого человека.

Обобщая и экстраполируя нынешние тенденции, можно выделить общие – присущие наиболее широким категориям граждан – потребности общества, связанные со всеми формами познавательной деятельности, которая сегодня и в перспективе, по нашему глубокому убеждению, является базовой для организации деятельности библиотек любых типов [2].

В цифровом обществе у граждан есть важнейшие специфические потребности:

- в непрерывном обучении и переобучении (обучение в течение всей жизни становится нормой), которые обеспечивают профессиональное развитие граждан и их трудоустройство;

- в освоении непрерывно появляющихся новых устройств и программных приложений, обеспечивающих повседневные жизненные нужды;

- в наполнении всё более увеличивающегося свободного времени (досуга) осмысленной интеллектуальной и творческой деятельностью;

- в физическом пространстве для реализации интеллектуального общения и творческих инициатив.

Функции библиотеки как общественного института должны быть переосмыслены и определены исходя именно из этих базовых потребностей, поскольку цель библиотеки нового типа заключается в удовлетворении познавательных интересов граждан. В кардинально изменившихся условиях библиотека призвана предоставлять адекватную их интересам совокупность сервисов, ориентированных на удовлетворение описанных выше потребностей.

Из учреждения, обеспечивающего сбор, хранение и предоставление в общественное использование документального массива, библиотека должна превратиться в открытую инновационно-просветительскую площадку, обеспечивающую поддержку всех форм познания и обретения пользователями компетенций, которые позволяют адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни.

В предельно обобщённом виде базовые потребности граждан и функции библиотеки нового типа можно свести к следующему перечню:

1. Потребность в непрерывном обучении и переобучении, которые обеспечивают профессиональное развитие граждан и их трудоустройство.

– Отбор и всесторонняя оценка источников, обеспечивающих профессиональное развитие.

– Получение пользователями контента, находящегося в платном доступе.

2. Потребность в освоении непрерывно появляющихся новых устройств и программных приложений, обеспечивающих повседневные жизненные нужды.

– Приобретение необходимого оборудования и организация обучающих циклов разовых занятий и индивидуальных консультаций, обеспечивающих освоение гражданами новых устройств, приложений и технологий.

3. Потребность в наполнении досуга осмысленной интеллектуальной и творческой деятельностью.

– Организация досуговой деятельности в форме кружков, клубов, лекториев, студий и иных форм творческой деятельности, позволяющих наполнить свободное время граждан.

4. Потребность в физическом пространстве для реализации интеллектуального общения и творческих инициатив.

– Предоставление открытого пространства для индивидуальной и коллективной работы, интеллектуального общения и творческих инициатив.

Организационно, по сравнению с предшествующим периодом, библиотеки перепрофилируются в полифункциональные учреждения, выполняющие параллельно несколько равных по значимости задач. При этом изначальная функция библиотеки (собирать – хранить – предоставлять доступ к документам) видоизменяется под влиянием возможностей цифровой инфраструктуры и становится одним из направлений её деятельности наряду с перечисленными выше.

Подобная полифункциональность позволяет диверсифицировать деятельность библиотеки, которая за счёт охвата большего числа функций повышает свою социальную значимость и, следовательно, собственную устойчивость как общественного института.

Новые направления деятельности библиотеки требуют принципиально иных подходов к их реализации. Наиболее серьёзным концептуальным изменением является выстраивание работы библиотек в прямой зависимости от жизненных интересов обслуживаемой аудитории. Нарастающая динамика эволюции цифрового общества вызывает столь же быстрое изменение потребностей и текущих интересов граждан. Фактически содержание работы библиотеки должно пересматриваться и утверждаться заново каждый год путём сочетания данных, полученных при анализе технологических и социальных трендов, с данными, полученными в ходе изучения текущих интересов и потребностей обслуживаемой аудитории [3].

Ещё одно кардинальное изменение в подходах к работе библиотек – привлечение большого числа волонтёров для реализации проводимых программ. Сегодня и завтра функция библиотекарей заключается не в том, чтобы всё делать самим, а в том, чтобы находить и привлекать на свою территорию активные творческие сообщества и их лидеров, наполняя собственное пространство теми, кто стремится к интеллектуальному и творческому развитию. Естественно, выполнение этой задачи невозможно без правильного выстраивания системы ценностей и понимания тенденций развития самими библиотекарями, для которых наличие широкой культурной подготовки и опережающее сознание становятся неотъемлемыми профессиональными качествами.

Реализация новых направлений деятельности связана с учреждением в библиотеках целого ряда инновационных сервисов и коренной трансформацией существующих. Закономерное сокращение фонда печатных изданий с лихвой компенсируется прогрессирующим ростом электронных ресурсов, доступ к платной части которых должен обеспечиваться за счёт бюджета библиотеки. Речь идёт не только о приобретении доступа к электронным библиотекам, но и, например, о подписке на дистанционные курсы, позволяющие пользователям обретать новые профессиональные компетенции и получать соответствующие сертификаты.

По причине перехода информационного массива в электронный вид резко сокращается объём традиционных библиотечных процессов, обеспечивающих циркуляцию печатных документов..."

1. Согласно известной легенде, изобретатель шахмат попросил в качестве награды за изобретение столько зерна, сколько уместится на 64 клетках шахматной доски при условии, что на первую клетку будет положено одно зерно, на вторую – два, на третью – четыре, на четвёртую – восемь и т.д. Увеличение чисел в геометрической прогрессии приводит к экспоненциальному росту, вызывающему невообразимые на первый взгляд последствия, при том, что на первых клетках итоговая сумма может видеться мизерной. Так количество зёрен, которые можно разместить на первых 32 клетках шахматной доски, будет составлять всего порядка 100 тонн (полтора современных железнодорожных вагона-зерновоза). Однако на второй половине шахматной доски изменения за счёт удвоения всё больших и больших чисел начинают менять ситуацию с головокружительной быстротой, что, как правило, приводит к обрушению всей прежде существовавшей системы. Так, например, число зёрен на шахматной доске составляет полтора урожая всего современного человечества.

2. На протяжении всей предшествующей истории библиотек в основе их деятельности лежал фонд документов на материальных носителях, формирование которого составляло суть их существования. Трансформация документного массива в цифровую форму устраняет необходимость формирования фонда дискретных документов. В основу деятельности библиотеки в нынешних условиях должны быть положены интересы граждан, обусловленные их познавательной деятельностью.

3. В идеале исследованием ключевых перспективных технологических и социальных трендов призваны заниматься научно-методические подразделения крупных федеральных библиотек; анализом потребностей обслуживаемой аудитории – центральные региональные (областные и крупные муниципальные) библиотеки, в штатном расписании которых должны быть предусмотрены должности директоров по развитию (библиотекарей-аналитиков), ответственных за генерацию программ, направленных на удовлетворение текущих интересов и потребностей граждан.

Полный текст статьи представлен в прикрепленном файле.


Источник: vk.com

Комментарии: