Затмение разума и/или кризис системы? |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-12-07 11:21 Одним из парадоксов современной России является очевидный разрыв между декларируемым уважением к науке и тревожными показателями фундаментальной научной грамотности населения. Репрезентативные опросы, словно лакмусовая бумажка, обнажают этот конфликт. Свежие данные, обнародованные исследователями РАН, показывают интерес старших поколений, что контрастирует с равнодушием молодёжи. Эти цифры — не просто курьёзная статистика, а серьёзный диагноз, требующий вдумчивого анализа. Что на самом деле стоит за этими процентами? Являются ли они симптомом кризиса образования, следствием информационного шума или признаком более глубоких социокультурных сдвигов? Понимание этих тенденций — ключ к прогнозу о том, каким будет общество, его конкурентоспособность и жизнеспособность в мире, где решающую роль играют технологии и научное мышление. 1. Низкий уровень базовых научных знаний. Факты о геоцентрической модели (20%) и одновременном существовании людей и динозавров (16%) указывают на устойчивое наличие научных заблуждений в обществе. Это не "солнечный удар", а симптом проблем в системе образования и мощного влияния ненаучных источников информации (мифы, псевдонаучный контент). 2. Поверхностный, пассивный интерес к науке. Расхождение между общим интересом (68%) и активным поиском новостей (26%) критически важно. Интерес есть, но он вторичен, реактивен (на громкие открытия) и неглубок. Наука не является частью повседневной культурной или интеллектуальной практики. 3. Возрастная дифференциация.
4. Когнитивный сдвиг. Усиление "паразитарного" мышления и эрозия критического анализа. Данные опроса могут отражать не только пробелы в образовании, но и более глубокий когнитивный тренд, описанный некоторыми исследователями в области нейропсихологии и социума. Речь идёт о потенциальном расширении так называемого "паразитарного" (или реактивного) мышления, укоренённого в древних структурах мозга (лимбическая система). Оно характеризуется:
Противоположный полюс — развитое неокортикальное мышление (связанное с новейшими отделами коры головного мозга, особенно префронтальной корой), которое отвечает за:
Современная медиасреда, особенно цифровая, с её клиповостью, алгоритмами, работающими на вовлечение через эмоции, конкуренцией за внимание, фактически тренирует и поощряет именно "паразитарные" паттерны мышления. Наука же, по своей сути, требует неокортикального подхода: терпения, сомнения, проверки гипотез. Таким образом, мы наблюдаем не просто недостаток знаний, но и системное сокращение "тренировки" мозговых структур, ответственных за критическое мышление. Молодёжь, cформировавшаяся в этой среде, оказывается особенно уязвима. Растёт разрыв между научной картиной мира и обыденными представлениями. Наука интересна как шоу (полёты в космос, открытия динозавров), но не как метод мышления и система знаний. Потребляется "яркая упаковка", а не содержание. Прогнозы (при сохранении текущих тенденций).
Чтобы изменить негативные тренды, необходимы системные усилия:
Данные опроса свидетельствуют не только о системном кризисе научной коммуникации и просвещения, но и "затмении разума", особенно у молодого поколения. Без изменения подходов прогноз неутешителен: общество будет формально получать какое-то образование, но его фактическая оторванность от научной картины мира и методологии будет расти. Всё это свидетельствуют о системном кризисе, который лежит глубже, чем просто пробелы в просвещении и образовании. Мы наблюдаем когнитивный перекос, при котором среда всё больше поощряет быстрое, эмоциональное, "паразитарное" мышление в ущерб медленному, аналитическому, неокортикальному. Наука, будучи вершиной развития второго типа мышления, проигрывает в этой борьбе за умственную архитектуру граждан, особенно молодых. Без целенаправленных усилий по "когнитивному перевоспитанию" прогноз неутешителен: общество, утрачивающее способность к критическому анализу и этической рефлексии, становится не только невежественным, но и тотально управляемым, а его долгосрочная конкурентоспособность в мире знаний и развития оказывается под большим вопросом. Источник: solidarno.ru Комментарии: |
|