Тема доклада: «ИИ - «четвертое унижение» человечества: за и против» |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-12-06 12:48 Ниже представлен текст с личной страницы о. Сергия из основных тезисов доклада. «Благодарю за приглашение выступить перед университетским сообществом — кандидатами, докторами, профессорами, доцентами. Всегда рад поговорить на эту тему. Хотя само понятие «четвертое унижение» и введено мною произвольно, его смысл отсылает к первым трём совершённым наукой (с XVI по XX века). Связанны они были с космологическим, биологическим и психоаналитическим открытиями. «Четвёртое унижение» имеет отношение к произведению самого человека — созданию быстро действующей интеллектуальной машины, с огромными ресурсами памяти и неумалимой работоспособностью - тем набором качеств, о которых мечтал человек, наделив ими другое тело. Меня, конечно, можно обвинить в фатализме и, думаю, мне нет смысла это не принимать. Я действительно полагаю, что с тем типом мышления, который сформировался за историю эволюции, другой траектории развития у человечества попросту быть и не могло. С этим, естественно, можно и даже нужно не соглашаться. На заре человеческой истории, когда мозг эволюционировал до способности производить абстрактные операции, человек начал искать продолжение своего существования в технологиях. Мы до сих пор исследуем произведения Платона или Аристотеля, быть может иногда удивляясь тому, как люди могли мыслить такими сложными категориями. Но их идеи — это скорее самораскрытие естественного мышления, которое в любом случае пришло бы к постулатам о сущности и сущем, к бинарным оппозициям и формальной логике. Поэтому их концепции остаются доминирующими и по сей день. Нет смысла считать их врагами, как это делал Фридрих Ницше, обвиняя Сократа в изменении вектора развития цивилизации. Рано или поздно, если не через Сократа, Платона или Аристотеля, то обязательно через других человек достиг бы такой же вертикали развития. И именно поэтому человеку так трудно понять и принять иную область переживания не слишком связанную с этой вертикалью: Что значит существовать по ту сторону добра и зла? Что значит не оценивать? Как жить при отсутствии высшего смысла? Как жить с осознанием бессильного и слабого Бога, который не диктует, а касается? Или, например, что такое путь, у которого нет цели? Другая линия поведения естественного разума связана не с идеологиями — не с вертикалью, а с горизонталью — со стремлением к автоматизации и роботизации труда. И, как мы видим, она опирается на ту же бинарную систему, явленную в binary digit (bit) — двоичную логику нулей и единиц. В этом отношении человек прошел длинный путь от грандиозного Антикитерского механизма, найденного на дне Средиземного моря и датируемого II веком до н. э., который можно считать древнейшим примером «программного обеспечения», — до ткацкого станка Жаккара с перфокартами (XIX век), идею которых позже использовал английский математик Бэббидж, создав разностную, а затем и аналитическую машину. Это позволило Герману Холлериту, создать электрическую табулирующую систему и стать одним из отцов современных автоматических вычислений (конец ХIX - начало ХХ века). К слову сказать, в 1911 году Холлерит продал свой бизнес Чарльзу Флинту, который объединил «The Tabulating Machine Company» с ещё двумя фирмами в «Computer Tabulating Recording Company»… А в 1924 году эта компания получила новое имя — «International Business Machines Corporation» (IBM) Параллельно немецкий инженер Конрад Цузе (1910–1995) за сравнительно короткое время создал четыре машины. Его Z3 (1941) стал первым в мире полностью работоспособным программируемым компьютером, хотя вскоре был уничтожен бомбардировкой Берлина. В 1949 году Цузе создал Z4 — первый коммерческий компьютер Европы. Он же разработал и первый алгоритмический язык программирования — «Планкалкюль» (Plankalk?l). С появлением ЭВМ человек не мог не задумываться о создании самостоятельно мыслящей и полностью интерактивной машины подобной работе его мозга. Это идея фикс на пороге третьего тысячелетия. Вместе с тем такой тип мышления с древних времен начал работать на обесценивание универсальных оснований — причём именно через попытку доказать их. Идея доказательств бытия Бога или любого другого Универсума стала бомбой замедленного действия, подрывающей доказываемые самим человеком ценности. И следует отметить, что христианство, которое Хайдеггер справедливо назвал «платонизмом для масс» сыграло в этом немаловажную роль. Вследствие этого, неизбежным стало и свержение субъекта — то, что рельефно проявилось уже в эпоху постмодерна. Человек — агент. Сложный, но действующий, механистичный, а не мистический. Личность теряет прежний онтологический статус, а её качества постепенно обесцениваются. Мы наблюдаем это и в современной практической жизни — в работе или отношениях: какая разница, кто ты и с кем ты? На работе ты часто можешь слышать, что незаменимых не бывает, а на каждое потерянное отношение найдется новое. Ты — всего лишь агент. Попытки консерваторов воскресить «былое», заставляя вернуться к прежним ценностям силой или уговорами, не имеют шансов. В эпоху постмодерна они и вовсе выглядят карикатурно — как симулякр, как желание вновь пережить уже пережитое, но на деле лишь повторить те же ментальные ходы, которые направляют мышление вперёд, а не назад. Это их миф и их борьба — и они тоже необходимы, потому что участвуют в общем процессе. «Четвёртое унижение» связано с тем, что технология расширяет своё влияние настолько, что может отнять у человека его последнюю опору — интеллект. Ту точку самоощущения, через которую он ещё удерживал чувство собственной исключительности среди всего живого и неживого. ИИ способен довести до логического конца однажды начатое человеком — окончательно свергнуть субъект, обесценив уникальность таланта как эмерджентного свойства личного опыта, ослабить личную харизму. Перестанет иметь значение, есть ли у тебя способность к рисованию, письму, переводу, программированию или актёрскому мастерству? В цифровую эпоху мы наблюдаем, как человек без специального образования, больших навыков и талантов может сниматься в кино или становиться музыкантом, получать известность и большие гонорары. ИИ лишь усилит эту тенденцию. Но всё это не означает, что я на стороне неолуддизма или вижу в прогрессе апокалипсис. Напротив. Существует парадокс, что остановка прогресса может оказаться куда опаснее. Как ни странно, но именно прогресс отодвигает наступление апокалипсиса, разумеется всегда создавая риски. Это палка о двух концах. Создание ИИ — это создание мощного оружия, через которое человек снова захочет почувствовать своё превосходство. И сегодня есть не более двух стран лидирующих в этой гонке. Все же остальные могут быть оттеснены и подчинены. ИИ также способен показать человеку его обратную сторону — собственную искусственность. Так и не ответив на вопрос «что значит быть человеком», человек может обнаружить, что его любовь ко всему искусственному — есть основное свойство его чувств и эмоций. А значит и часть его самого: ведь человек не может ясно отделить в себе подлинное от не подлинного. В отношениях он также зачастую реагирует на искусственно созданное в другом, принимая это за настоящее. И можно не сомневаться: когда роботизация станет более пластичной и достигнет изящности, человек откажется от поисков партнёра среди людей. Он даже не почувствует разницы — что станет очередным свидетельством отказа от личности в пользу агентности. Человеку может даже стать легче, когда он осознает, что в условиях развитой роботизации индивидуальность становится объектом, который можно попросту заказать и купить. И освободившись от бремени ненужных отношений, он выберет более управляемые формы привязанности. Это неумолимо подтверждает и нынешняя статистика. Согласно недавнему исследованию «The Economist», среди молодых людей доля одиночек за 50 лет удвоилась, оффлайн-общения становится меньше, а соцсети создают нереалистичные ожидания. Последствия этому - снижение рождаемости. И если чувствам человека нужен выход, он несомненно найдет его там, где меньше всего условий и сопротивления: сегодня — это животные, забота о которых у большинства стоит на первом месте, завтра — это роботы. Падающего не толкай, он упадет сам. Ему попросту нужно позволить это сделать. Идол субъективности, личности, интеллекта — всех тех опор, на которые человек привык полагаться уйдет. ИИ аннигилирует ценность инкарнации, приблизив человечество к его конечной мечте — трансгуманизму. Нет смысла препятствовать тому, что должно случиться. Только тогда может приоткрыться возможность рождения нового человека. Не человека силы, а человека уязвимости. Не личность, а собственное, едва уловимое ощущение субъектности. Это обращение к последнему оплоту, который ещё способен формировать нас, — к событию сердца, к первичному разуму, глубоко индифферентному к идеологиям, догмам и постулатам… Гибкому, отзывчивому и всегда готовому к революции, если быть достаточно открытым к ней… «Четвёртое унижение» может помочь прикоснуться к этой возможности. И кто знает — возможно, впервые в истории» Источник: vk.com Комментарии: |
|