Шизофрения в раннем подростковом возрасте: продром с аутистикоподобной симптоматикой |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-12-15 21:43 В одном из номеров журнала Schizophrenia Bulletin было опубликовано исследование Anton Iftimovici и соавторов, посвящённое анализу социальных и сенсомоторных нарушений у лиц с расстройствами аутистического спектра и у пациентов с шизофренией на продромальной стадии. Авторы показали, что нарушения социального восприятия и мягкая неврологическая симптоматика в большей степени характерны для лиц с аутизмом и для пациентов с ранним дебютом шизофрении. Дебют шизофрении в раннем подростковом возрасте – в период интенсивной биологической и социальной перестройки – может отражать большую уязвимость нейроонтогенетчиеского развития по сравнению с более поздним дебютом заболевания. Детская шизофрения с началом до 13 лет демонстрирует выраженное биологическое сходство с расстройствами аутистического спектра. Для обоих состояний характерны нарушения социальной адаптации и сенсомоторного функционирования. Нарушение социализации является одним из ключевых клинических признаков как шизофрении, так и аутизма. Социальное функционирование включает базовые процессы социального познания в раннем детстве и более сложные формы интерпретации социальных сигналов в подростковом и взрослом возрасте. Сенсомоторные нарушения в данном контексте представлены так называемыми мягкими неврологическими знаками, которые включают трудности координации движений и сенсорной интеграции. В раннем детском возрасте такие проявления могут рассматриваться как вариант нормы, однако их сохранение в более старшем возрасте указывает на нарушение нейроонтогенеза. Несмотря на ограниченное число исследований, посвящённых взаимосвязи социального функционирования и мягких неврологических знаков, их сочетание ранее описывалось при ряде расстройств нейроонтогенетического развития, включая аутизм и расстройство дефицита внимания с гиперактивностью. С нейроанатомической точки зрения предполагается частичное перекрытие нейросетей, участвующих в социализации и сенсомоторной регуляции. Это легло в основу концепции социального познания как процесса, частично основанного на интерпретации действий других людей через понимание их движений – так называемого моторного резонанса. В этом контексте количественная оценка гирификации коры головного мозга может служить нейробиологическим маркером мягкой неврологической симптоматики при различных психических расстройствах. Уровень гирификации оценивается с помощью локального индекса гирификации. Формирование кортикальной гирификации начинается в третьем триместре беременности, поэтому данный показатель в меньшей степени зависит от жизненных событий, клинических симптомов и воздействия психотропных препаратов. В исследование были включены 119 участников в возрасте от 18 до 30 лет из проекта From Autism to Schizophrenia. Были сформированы четыре группы: лица с расстройствами аутистического спектра без интеллектуальных нарушений; пациенты с шизофренией и продромом до 15 лет; пациенты с шизофренией и продромом после 15 лет; контрольная группа. Все участники проходили оценку по шкале позитивных и негативных симптомов, тесту интеллекта Векслера третьей версии, с учётом уровня образования. Дозы антипсихотиков пересчитывались в хлорпромазиновом эквиваленте. Социальное познание оценивалось с помощью теста Movie for the Assessment of Social Cognition. Также проводился неврологический осмотр с оценкой походки, равновесия, координации движений, скорости и ритмичности моторных действий, стереогнозиса и латерализации. Всем участникам выполнялась магнитно-резонансная томография головного мозга. Группы были сопоставимы по демографическим характеристикам и выраженности негативной симптоматики. Авторы выявили значимые различия между группами по показателям социального познания и мягкой неврологической симптоматики. Социальное познание демонстрировало постепенное снижение от группы с поздним продромом шизофрении к группе с ранним продромом и далее к группе с аутизмом. Аналогичную градиентную структуру имело распределение мягких неврологических знаков, с наименьшей выраженностью у пациентов с поздним продромом шизофрении и наибольшей – у лиц с аутизмом. Различий в уровне координации движений и сенсорной интеграции между группами аутизма и шизофрении выявлено не было. При этом нарушения моторной интеграции были более выражены у лиц с аутизмом при сравнении с группой позднего продрома, чем с группой раннего продрома. Во всех диагностических группах отмечалась корреляция дискинезий с выраженностью мягкой неврологической симптоматики. Показатели социального познания по тесту MASC также последовательно снижались от группы с поздним продромом к группе с ранним продромом и далее к группе с аутизмом. Во всех клинических группах, за исключением контроля, была выявлена связь между локальным индексом гирификации в областях правой веретенообразной извилины, правой лобной извилины, левой постцентральной извилины и выраженностью мягкой неврологической симптоматики. Таким образом, результаты исследования подтверждают гипотезу о континууме нарушений социального восприятия в спектре аутизм-шизофрения. С одной стороны, раннее начало шизофрении может приводить к выраженным нарушениям социализации. С другой стороны, исходные трудности социально-коммуникативного функционирования в детском возрасте могут формировать уязвимость к развитию психотических симптомов. Кроме того, авторы продемонстрировали тесную связь нарушений психомоторного развития в спектре аутизм-шизофрения. Предполагается, что социальная и моторная сферы развиваются синхронно, что определяется формированием нейронных связей в головном мозге. Эти процессы зависят от баланса между усилением и подавлением нейронального роста, который нарушается как при аутизме, так и при шизофрении. Полученные данные указывают на то, что нарушения социального восприятия у детей и подростков с продромальными психотическими симптомами могут рассматриваться как потенциальная мишень для ранних профилактических и терапевтических вмешательств. Перевод: Вирт К. О. Источник: Anton Iftimovici et. al. Schizophrenia Following Early Adolescence Prodrome: A Neurodevelopmental Subtype With Autism-like Sensorimotor and Social Cognition Deficits. Schizophrenia Bulletin https://academic.oup.com/schizophreniabulletin/article/51/6/1581/7942778 Источник: psyandneuro.ru Комментарии: |
|