Поговорим сегодня о медиаискусстве, а именно о искусстве создаваемом с помощью алгоритмов и машинного интеллекта

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


"Unsupervised" Рефика Анадола - это диалог между вековым архивом и живым алгоритмом, воплощенный в пространстве музея. Художник поручает ИИ изучить цифровую копию коллекции MoMA, после чего тот начинает генерировать собственный, вечно изменчивый визуальный язык. Эти гипнотические, текучие формы, рождаемые в реальном времени, проецируются на фасад, превращая стену в окно, в воображении машины.

Зритель становится свидетелем уникального процесса, как ИИ лишенный человеческого опыта, "осмысливает" историю искусства, переводя её в поток чистой, абстрактной формы. Этот проект не просто зрелище, а глубокое размышление о природе творчества и вопрос о том, сможет ли машинное "видение" стать следующим шагом в развитии культуры.

История медиаискусства, насчитывающая немногим более полувека, демонстрирует ускоренную эволюцию от первых телевизионных инсталляций, до сложнейших генеративных систем на основе ИИ. Однако уникальность заключается не только в использовании новейших технологий, но и в фундаментальном переосмыслении самих основ художественного творчества и восприятия.

Если в ранних проявлениях медиаискусства технологии служили инструментом, то сегодня они обретают статус полноправного соавтора. Машинное обучение без учителя, как в "Unsupervised", представляет собой не просто технический метод, а художественную стратегию делегирования творческих решений.

Как отмечают исследователи, при таком подходе машина фактически решает не только как маркировать что-то, но и что является значимым. Это создает принципиально новую модель творчества, где художник выступает куратором вероятностей, направляющим, но не полностью контролирующим процесс генерации форм.

Работа "Unsupervised" стирает границу между деятельностью человека и машины, между художественным выбором и выбором алгоритма.

Этот вызов выходит за рамки эстетики, затрагивая проблемы электронной личности, вопроса о том, заслуживают ли машины сочувствия, задумываясь о таких категориях, как воля, мышление и творчество.

Таким образом, искусство снова становится тем, чем должно быть. Не просто украшением, а способом задавать важные вопросы об окружающем нас мире, заставляет нас сомневаться и искать смысл. И сейчас, когда алгоритмы влияют на то, как мы видим и понимаем действительность, задавать эти вопросы жизненно необходимо для понимания себя.

Генеративный арт сегодня - это не просто одно из направлений современного искусства. Это необходимый инструмент осмысления технологически опосредованной реальности. Его значение выходит за рамки художественной сферы, затрагивая ключевые вопросы современности:

Как мы познаем мир все более фильтруемый алгоритмами?

Как распределяется ответственность и агентность между человеком и машиной?

Какова ценность в эпоху цифрового копирования?

Какова цена технологического искусства для планеты?

Работы вроде "Unsupervised" Рефика Анадола важны потому, что формулируют правильные вопросы в момент, когда старые ответы перестают работать.

Современное искусство уже не существует вне медиаискусства. Сегодня это уже констатация факта. В мире, где цифровые технологии пронизывают все аспекты существования, искусство игнорирующее эту реальность, рискует стать анахронизмом.

Медиахудожники, как критические исследователи и активисты, занимают уникальную позицию. Их практика основана на убеждении: если мы не будем экспериментировать с технологиями, модифицировать их, влиять на их форму, мы просто им проиграем.

Генеративный арт больше не будущее современного искусства, он его настоящее, со всеми вызовами, противоречиями и удивительными возможностями, которые это настоящее несет.


Источник: vk.com

Комментарии: