Окситоцин при аутизме

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Окситоцин, известный как «гормон привязанности», исследуется как потенциальное средство для улучшения социальных навыков у людей с расстройством аутистического спектра (РАС). Вот что показывают научные данные.

Что такое окситоцин и какова его роль?

Окситоцин — это пептидный гормон и нейромедиатор, который вырабатывается в гипоталамусе.

В организме он выполняет две основные группы функций:

Физиологические. Стимулирует сокращение матки во время родов и сокращение клеток молочной железы при лактации.

Социальные и поведенческие. Влияет на социальное поведение, регулирует психоэмоциональное состояние. Он участвует в формировании привязанности между матерью и ребенком, повышает доверие и влияет на распознавание социальных сигналов.

Почему окситоцин связывают с аутизмом?

Исследования показывают, что у части детей с РАС уровень окситоцина в крови ниже, чем у нейротипичных сверстников. Это наблюдение, а также ключевая роль гормона в социальном поведении породили научную гипотезу о том, что его дефицит может быть связан с социальными трудностями при аутизме.

Эта связь носит предположительный характер, и низкий уровень окситоцина наблюдается не у всех людей с РАС.

В исследованиях окситоцин обычно применяется в виде назального спрея. Результаты крайне неоднозначны и различаются в зависимости от возраста участников, длительности и дизайна исследования.

На что обращают внимание в исследованиях

Основные критерии оценки эффективности:

Изменения в социальной восприимчивости и взаимодействии (например, по шкале SRS — Social Responsiveness Scale)

Качество зрительного контакта

Способность распознавать эмоции

Снижение повторяющегося поведения

Общая клиническая картина (по шкале CGI — Clinical Global Impression)

Результаты исследований:

В некоторых работах были выявлены улучшения. Например, исследование 2016 года показало, что у детей 3-8 лет после 5 недель приема окситоцина наблюдались значимые улучшения в социальной отзывчивости. Пилотное исследование 2013 года также отметило, что после однократной дозы активность мозга у подростков с РАС во время обработки социальной информации стала более похожей на активность мозга нейротипичных сверстников.

Другие исследования не нашли значимого эффекта. Крупное исследование 2021 года, опубликованное в New England Journal of Medicine, в котором участвовало 290 детей и подростков в возрасте 3-17 лет, не выявило статистически значимого улучшения социальных функций после 24 недель лечения по сравнению с плацебо.

Возраст может иметь значение. Обзор данных показывает, что положительные эффекты чаще наблюдаются в исследованиях с участием детей младшего возраста (например, 3-5 лет), в то время как исследования с подростками и взрослыми часто не показывают значимого результата.

В большинстве клинических испытаний интраназальный окситоцин переносился хорошо. Серьезные побочные эффекты были редки.

Наиболее частые нежелательные явления: жажда, учащенное мочеиспускание, запоры.

Редкие реакции: в единичных случаях отмечались временная гиперактивность или раздражительность, которые проходили после отмены препарата.

На сегодняшний день окситоцин не одобрен регуляторными органами (например, FDA или Минздравом) в качестве стандартного лекарственного средства для лечения РАС.Он остается экспериментальной терапией и может применяться только в рамках утвержденных клинических исследований.

ВАЖНО

Это не «волшебная таблетка». Даже в исследованиях, показавших положительный эффект, речь не шла об «излечении» аутизма. Окситоцин рассматривается как возможное средство для повышения эффективности поведенческой терапии, помогая детям лучше воспринимать социальные сигналы.

Не применяйте самостоятельно. Покупка и использование окситоциновых спреев, продающихся без рецепта, недопустима. Без контроля врача это может быть неэффективно и потенциально небезопасно. Не существует утвержденных протоколов с четкими дозировками и схемами приема для детей с РАС, а долгосрочные последствия такого применения неизвестны.

Решающее значение имеет комплексный подход. Основой помощи при аутизме были и остаются поведенческие, образовательные и коммуникативные методики коррекции, разработанные индивидуально с учетом особенностей ребенка.

Консультируйтесь со специалистами. Все вопросы о потенциальных биологических методах поддержки, включая окситоцин, необходимо обсуждать с лечащим врачом-психиатром или неврологом, который ведет ребенка.


Источник: vk.com

Комментарии: