Однажды два римлянина поспорили, кто скажет (или напишет) короче фразу; один сказал (написал): Eo rus – «я еду в деревню», а другой ответил: I – «поезжай» |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-12-15 11:56 Однажды два римлянина поспорили, кто скажет (или напишет) короче фразу; один сказал (написал): Eo rus – «я еду в деревню», а другой ответил: I – «поезжай». Это самое короткое высказывание (и написание), которое можно себе представить, но вместе с тем это вполне законченное высказывание, составляющее целую реплику в данном диалоге и, очевидно, обладающее всем тем, что свойственно любому высказыванию. Далее А.А. Реформатский приводит нам любопытный пример, что [i] – это фонема, затем [i] является морфемой тоже, точнее корневой морфемой. Далее [i] будет и словом (точнее, глаголом в форме повелительного наклонения в единственном числе), и, наконец, [i] это предложение, т.е. элемент, заключающий в себе конечную высказанную мысль. Александр Александрович этим примером, как он пишет сам, стремился подчеркнуть, что элементы языка не количественные, а качественные, а качество, в свою очередь, определяется разными функциями этих элементов. Дело в том, что называемое «качествами» на самом деле существует исключительно внутри той классификации, которую вводят люди при анализе явлений. Отсюда в философии неоднократно высказывалась мысль о переходе количества в качество, что любое качество на самом деле количество, и нет никакой универсальной сущности, присущей лишь этому объекту. p.s (как считали последователи Платона). Так все же, что делает предложение – предложением? На сегодняшний день у языкознания, опять же благодаря междисциплинарной культуре подходов, есть четкий ответ на этот вопрос: «Предикативность» – это некое комплексное явление, которое может превратить любую единицу языка, вплоть до фонемы, в законченное высказывание и придать ему целостную завершённость. В свою очередь данная категория семантическая, хоть и формально признается, что она базируется на трёх языковых категориях. Наш автор попытался рассмотреть корень данной проблемы. В первой части исследования традиционно была собрана информация ведущих учёных в данной области, изучены различные точки зрения и предлагаемые решения. В основном учёные сосредотачиваются на субстативных и биномативных клаузах, где в качестве предложений носителями языка используются односоставные предложения, в которых главный член выражен существительным в форме именительного падежа (или именной группой), а в биномативных клаузах оба компонента также выражены существительными (или именными группами) и находятся в отношениях предикативного соотнесения, то есть один элемент характеризует, идентифицирует или классифицирует другой. В этих типах предложений отсутствует глагол, а значит, позиция, что предикативность основана на трёх семантических структурах (времени, лице, модальности), может быть поставлена под сомнение. Тогда как мы будем классифицировать и описывать такие языковые структуры? Что мы возьмём за основу нашего анализа? Существуют различные альтернативы: например, связывать предикативность с коммуникативностью; есть некая информационная структура (тема–рема), именно она воплощает такие отношения. Однако этот подход имеет свои ограничения. Связывать предикативность с денотативным статусом, что с одной стороны расширяет синтаксические возможности, но также имеет ряд своих недостатков. И наконец, ещё один способ, распространённый в лингвистике советского периода – классифицировать предложение по признаку согласования с элементом?связкой глагола «быть». Данный подход автор находит неубедительным и показывает, что согласование вариативно, зависит от интонации, стиля, актуального членения и может быть ненадёжным классификатором, пусть даже если мы возьмём на веру, что оно не эксплицитно выражено и утратило своё выражение в связи с изменениями языка. В итоге, если биномативные конструкции ещё можно классифицировать по семантическим и формальным критериям, то субстативные конструкции не имеют под собой даже таких оснований, тем не менее являются полноценными предложениями. Если в биномативных конструкциях одна часть почти всегда является квантифицирующей, а вторая часть – видовой, то сходным образом может быть организована коммуникативная структура. Денотативный и коммуникативный подход может иметь свои плюсы, однако сложность возникает с абстрактными существительными, для которых невозможно определить денотативный статус, а значит и квантификация остаётся под сомнением. Несмотря на это, Падучева и Успенский используют несколько критериев сразу: (денотативный статус), формальный (в основном тот, кто контролирует согласование: был / была), коммуникативный (тема / рема). Однако в русском языке возможны два типа линейно-акцентной структуры: нейтральный порядок и эмфатическая инверсия, где референт идёт после связки, но остаётся темой. Очевидно, что предикативность скрывает за собой более глубокий психологический комплекс, и в логико-грамматическом аспекте данную задачу крайне трудно решить. Наш автор предлагает вернуться к старым психолингвистическим школам, основанным Выготским и Леонтьевым, и рассмотреть предикативность как воплощение предикации. В свою очередь, предикацию следует анализировать более комплексно и определить, на какие фундаментальные точки она может опираться, как значимая часть онтогенеза речевой деятельности человека. Статья находится в свободном доступе в научно-электронной библиотеке eLibrary. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=85988540 Вы можете прочитать работу там, а также использовать материалы из статьи для дополнения своих собственных исследований по данной теме. Источник: www.elibrary.ru Комментарии: |
|