Недавно мы со студентами обсуждали так называемые обратимые и необратимые предложения

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2025-12-03 15:36

лингвистика

Недавно мы со студентами обсуждали так называемые обратимые и необратимые предложения. Нас случайно занесло на эту специфическую психолингвистическую тему. Вот что это такое.

Обратимые предложения описывают ситуации, в которых можно поменять местами деятелей. Например: "Автомобиль догоняет автобус"; "Маша кормит Петю"; "Маша смотрит на Петю"; "Маша ведёт Петю". Их можно трансформировать соответственно: "Автобус догоняет автомобиль"; "Петя кормит Машу"; "Петя смотрит на Машу"; "Петя ведёт Машу".

Необратимые предложения, напротив, описывают ситуации, в которых нельзя поменять местами деятелей. Например: "Маша садится в автобус"; "Маша ведёт машину"; "Маша кормит куклу"; "Петя пинает мяч"; "Маша и Петя пишут текст"; "Доктор лечит пациента"; "Мальчик квадратный ковёр выбивает".

Эта разница важна для восприятия речи. Нам проще понять необратимое предложение, лишь представив себе описываемую ситуацию. Для понимания обратимого предложения образа ситуации недостаточно, необходим анализ грамматической структуры предложения. В частности, для понимания необратимых предложений не важно, выражены ли они активной или пассивной конструкцией. А для понимания обратимых — важно: пассивная конструкция требует больших умственных усилий.

Всё это значит, что в языковой способности человека существует звено, осуществляющее содержательную оценку предложения независимо от анализа его языковой структуры. Имеено оно действует при восприятии необратимых предложений.

Но эта разница важна также и для онтогенеза языковой способности. На раннем этапе развития дети успешно интерпретируют только необратимые конструкции, опираясь на семантику и свой опыт. Позднее, по мере созревания мыслительных способностей и усвоения грамматической системы родного языка, они овладевают навыком извлекать смысл из формальных показателей и начинают безошибочно понимать обратимые предложения.

Эксперименты с обратимыми и необратимыми предложениями показывают процесс усвоения и применения правил грамматики и грамматических показателей, который становится особенно очевидным именно в тех случаях, когда наше знание о мире не даёт достаточной основы для понимания речи, и на первый план выходит чистая грамматика.


Источник: vk.com

Комментарии: