На прошлой неделе по заданию Центра научных коммуникаций МФТИ я взял интервью у студента МФТИ, который на первом курсе написал две статьи, которые были приняты в журналы из Scopus |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-12-24 11:57 На прошлой неделе по заданию Центра научных коммуникаций МФТИ я взял интервью у студента МФТИ, который на первом курсе написал две статьи, которые были приняты в журналы из Scopus. Оказалось, что он занимается актуальной тематикой! Первая статья была посвящена влиянию вибраций от дорожно-строительных работ на конструкции расположенных рядом многоквартирных зданий, а вторая статья — моделированию разрушений подземного объекта в результате последовательных взрывов на поверхности. Все вопросы к интервью и сам его текст на основе записи устного разговора были сгенерированы chatGPT 5.2, а потом финальный вариант был проверен и одобрен самим студентом. Студента зовут Михаил Горковец, вот интервью — Михаил, расскажите пару слов о себе: на каком вы курсе, на каком факультете учитесь, чем занимаетесь? — Я учусь в Физтех-школе прикладной математики и информатики. Моя научная область — численное моделирование в механике сплошных сред. Мы занимаемся разработкой новых, более устойчивых и точных методов решения дифференциальных уравнений в частных производных, которые позволяют экономить вычислительные ресурсы. Такие исследования помогают создавать цифровые двойники реальных объектов (месторождений полезных ископаемых или инфраструктурных сооружений) и проводить над ними численные эксперименты. — В каких именно областях были ваши летние работы? О чем ваши статьи? — За лето мы подготовили материалы по двум задачам. Первая статья — о влиянии вибраций от дорожно-строительных работ на конструкции расположенных рядом многоквартирных зданий, а также о том, как волновой фронт, распространяющийся от движения поездов метрополитена в подземном туннеле, воздействует на жилые дома. Вторая работа состоит из двух постановок: решения обратной задачи по определению амплитуды строительного взрыва при известной глубине пробития однородного слоя бетона и прямой задачи — определения критических параметров разрушения туннеля, расположенного на заданной глубине под землей, при последовательном воздействии взрывами с параметрами, найденными в ходе решения обратной задачи. — Как вы попали в эту тему? — Я выпускник Республиканского лицея Мордовии. Школьный наставник Дмитрий Владимирович Подлесный познакомил меня с Игорем Борисовичем Петровым, членом-корреспондентом РАН, профессором МФТИ, Иннополиса и Сианьского университета науки и технологий. С сентября первого курса моим научным руководителем стала одна из его лучших учениц — профессор Алёна Владимировна Фаворская, защитившая докторскую диссертацию уже в 30 лет! К концу второго семестра я втянулся, начал выполнять собственные расчеты, а летом работа сильно ускорилась: появилось больше свободного времени, и я начал активно работать над текстами статей. — Что в этих проектах оказалось для вас самым сложным? — Самым объемным по времени оказался литературный обзор. Нужно было найти действительно релевантные работы, разобраться в них и сделать содержательную выжимку, позволяющую читателю быстро оценить современное состояние области компьютерного моделирования подобных задач. — Какие сложности приходилось преодолевать? Как вы с ними справлялись? — При проведении первых симуляций для определения характера разрушения заглубленного туннеля расчеты несколько раз подряд «разваливались» — не удавалось получить адекватные результаты. Приходилось снова и снова менять параметры, искать корректную модель. Благодаря опыту и идеям моего научного руководителя Алёны Владимировны старания в итоге привели к успеху. — Какие инструменты вы использовали, чтобы с этим справиться? — Расчеты требуют больших вычислительных мощностей, и выполнять их на собственном ноутбуке заняло бы слишком много времени. Научная группа располагает собственным высокопроизводительным кластером — расчеты выполняются на удаленном сервере с 12 ядрами и 256 Гб оперативной памяти. В работе с источниками помогали в том числе нейросети. Они ускоряют поиск и анализ, но доверять им на 100% нельзя: зачастую они «придумывают» статьи и факты, поэтому все приходится тщательно проверять. — В чем научная новизна ваших работ? — Мы подробно проанализировали область защитных сооружений и нашли подходящий математический аппарат, который ранее в таком виде к нашим задачам не применялся. Разрабатываемый сеточно-характеристический метод для многих актуальных постановок дает более точные и быстрые решения по сравнению с аналогами. — Чему вам пришлось учиться сверх обычной программы первого курса? — Пришлось освоить работу с Linux и удаленным сервером, углубить знания в линейной алгебре, познакомиться с вычислительной математикой — разобраться в семействе сеточно-характеристических методов и разработанном в научной группе программном пакете RECT. Гораздо раньше, чем это предусмотрено учебным планом, я погрузился в дифференциальные уравнения в частных производных. — Какую роль сыграли научный руководитель и лаборатория? — Колоссальную. Меня очень впечатлило, что в научной группе всегда готовы помочь и ответить на любой вопрос. В первое время мне было неудобно задавать вопросы, ведь я понимал, насколько заняты ученые. Только у Алёны Владимировны выходит порядка десяти статей в год, а еще есть задачи по грантам индустриальных партнеров, поездки на конференции, преподавательская нагрузка, работа в диссертационном совете. И несмотря на такой плотный график коллеги всегда находят время, чтобы посмотреть мой код, помочь, если «разваливается» расчет, собрать научный пакет, распутать теоретические выкладки и просто поделиться энергией двигаться дальше. — Какие «плюшки» получает студент, занимаясь наукой? — В МФТИ есть программа поддержки публикационной активности. Уровень группы Игоря Борисовича очень высокий, и наши работы выходят в ведущих научных журналах России и мира, что достойно оценивается. Например, одна статья в журнале уровня А-5 в 2025 году принесет коллективу авторов премию 160 тысяч рублей. Кроме того, наличие публикаций дает возможность выигрывать стипендии ПГАС и индустриальных партнеров. — Что вам в науке интереснее всего? Почему выбрали именно эту область? — Мне нравится, когда задача не только красивая с точки зрения математики, но и напрямую влияет на реальную жизнь. Круг вопросов математического моделирования, которые решает наша команда, очень широк: от безопасности инфраструктуры и разработки месторождений до композитных материалов и медицины. Кроме того, у нашей лаборатории сильная индустриальная повестка и хорошее финансирование. Задачи приходят от РЖД и компаний, работающих, в частности, на Арктическом шельфе. Спрос на специалистов, умеющих решать такие задачи с помощью численного моделирования, сейчас огромный, и они действительно востребованы на рынке. — Какой главный урок вы вынесли из этого опыта? — Я впервые по-настоящему почувствовал разницу между учебными задачами и реальной наукой. В учебнике всегда есть ответ или хотя бы алгоритм. В реальной задаче никто не говорит, что делать, если метод не работает: нужно самостоятельно подбирать алгоритмы, граничные условия, параметры. Учебник не подсказывает, как действовать, когда модель «ломается». Опыт преодоления таких ситуаций очень ценен — именно за него, как мне кажется, и ценят специалистов. — Что бы вы посоветовали первокурсникам, которые хотят в науку? — Не ждать «правильного момента». Найдите сильную научную группу и просто придите туда. Не стесняйтесь писать, задавать вопросы, предлагать свою помощь. Если у вас есть реальное желание работать, двери почти всегда открыты. — Как вы не теряете мотивацию и находите время и силы заниматься наукой при плотном учебном графике на Физтехе? — Во многом это идет из семьи. Мой папа анестезиолог-реаниматолог, и с детства я видел, как много он работает, постоянно учится новому и при этом сохраняет энергию. Я стараюсь быть таким же. Моя мама химик, раньше тоже занималась наукой. Она посвятила жизнь нам с сестрой, и благодаря ей я хорошо организован, умею правильно распоряжаться временем и находить баланс между учебой, наукой и отдыхом. А мотивацию можно находить буквально во всем: вдохновляться окружающими людьми, их знаниями и трудолюбием, заряжаться их энтузиазмом и стремлением к результату, осознавать, что задачи, над которыми вы работаете, делают жизнь людей комфортнее и безопаснее и помогают нашей стране добиваться технологического лидерства. Приводим данные статей студента, о которых шла речь: M. K. Gorkovets, A. V. Favorskaya, I. B. Petrov «Calculating technogenic vibrations in urban environments using grid-characteristic method». Computer Research and Modeling (in Print). M. K. Gorkovets, A. V. Favorskaya, I. B. Petrov, «Application of grid-characteristic method to the numerical simulation of strong short-term dynamic loads on underground structures». Communications in computer and information science (in Print). Источник: vk.com Комментарии: |
|